«Форте» и «пиано» двойного юбилея

18 Ноября 2013


18 ноября талантливая и смелая пианистка Людмила Андреева отметила двойной юбилей: «круглую» дату со дня своего рождения и 40 лет работы преподавателем в детской музыкальной школе.  А 21 ноября в 18.00 Людмила Николаевна приглашает бердчан на свой творческий юбилейный вечер «Пусть музыка звучит», который пройдёт в концертном зале Бердской детской музыкальной школы имени Георгия Свиридова. 

Светлая мечта о чёрном рояле

О том, что, повзрослев, Людмила Андреева (в девичестве Королькова) станет пианисткой, догадывались все – от её родителей и родственников до учащихся, преподавателей и директора бердской музыкальной школы.

Сама Людмила Андреева говорит:

- Я с раннего детства мечтала о рояле! Я обожествляла его! Поэтому, когда он появился в моей жизни, я всё время стала проводить за ним. Я на нём разве что не спала.

- Между Людмилой Андреевой и роялем, - подтверждает Тамара Лапина, которая была директором музыкальной школы в то время, когда там училась Людмила Королькова, - действительно, существует какая-то неразрывная связь. Очень важно, что Людмила Николаевна – не просто педагог, она концертирующая пианистка!

Бердской детской музыкальной школе 66 лет. За эти годы в её стенах открыли и взрастили много талантов - и учеников, и преподавателей. Но о таких ученицах, как Людмила Андреева, которые после завершения учёбы возвращаются работать преподавателем и всю жизнь хранят верность любимой школе, с огромным уважением говорят все – и ученики, и их родители, и коллеги, и директор.

Чтобы понять секрет успеха Людмилы Андреевой – преподавателя, пианистки, жены преподавателя-музыканта, трижды матери - Тамара Лапина предлагает заглянуть в раннее музыкальное детство двойной юбилярши:

- Эта маленькая девочка изумляла всех взрослых тем упорством и рвением, которые она ежедневно демонстрировала в стенах нашего музыкального учебного заведения. Она закончила класс Марины Литвиновой. На протяжении всего обучения Марина Михайловна, не скрывая восторга, говорила о своей ученице: «Королькова – это!.. Она так пашет! Она рвётся на два класса вперёд! Она запросто играет то, что не могут сыграть дети на два-три года старше, чем она»!

«Война» за Людмилу

- Удивительно ещё и то, -  говорит Тамара Николаевна, - что за Людмилу Андрееву Бердску пришлось вполне серьёзно побороться с Барнаулом. Людмила Николаевна окончила в Барнауле музыкальное училище. А в то время процедура подготовки преподавательского (музыкального) состава была осложнена тем, что каждая музыкальная школа хотела вернуть своих учеников в свою же школу. Разумеется, хотели этого и мы. Тем более, что мы хотели вернуть в родную школу одну из лучших своих выпускниц! Но вот в чём была сложность: и мы считали Людмилу Королькову лучшей выпускницей, и в Барнаульском музыкальном училище считали так же. И попробуй разобраться, кто в жизни этой пианистки-преподавателя важнее, главнее, ценнее, нужнее…

Я даже понимаю, почему барнаульцы решили «сражаться» с Бердском за коренную бердчанку Людмилу (тогда Королькову). Людмила Николаевна – такой человек: если ей что-то нравится, она «заразит» этим всё своё окружение. Представьте: сначала она сама выучилась в музыкальной школе, потом всех своих племянников привела учиться в музыкальную школу. У Людмилы Николаевны трое детей! Её дочь окончила нашу музыкальную школу. И теперь Татьяна Омельченко (дочка Людмилы Николаевны) здесь же работает. И сын Людмилы Николаевны окончил эту же школу. И внук на ударных учился. А началось всё, наверное, с «корней» Людмилы Николаевны, с её родителей. Её отец очень хорошо играл на баяне, хотя не имел музыкального образования. Он был «телевизионщиком», ремонтировал телевизоры. А мама Людмилы Николаевны – ветеран радиозавода и глубоко преданный русской народной песне человек. Она, как и её муж, не заканчивала никаких специальных учебных заведений, но она всю жизнь поёт! Удивительно сильным и чистым голосом её одарила природа!

Так вот, «война» Бердска с Барнаулом за Людмилу Андрееву закончилась тем, что выпускница Барнаульского музыкального училища позвонила директору бердской музыкальной школы и сказала: «Тамара Николаевна, я вам клянусь, через год я вернусь в родную музыкальную школу в Бердске». Тогда было положено два года отрабатывать там, куда пошлют работать. Но так получилось, что из этого «правила для всех» было сделано исключение для начинающей 20-летней пианистки-преподавателя Людмилы Николаевны. Она, как и пообещала, ровно через год вернулась в Бердск и стала преподавать в детской музыкальной школе. С тех пор прошло 40 лет. Вы много знаете людей, настолько верных выбранной профессии?..  

Союз музыки и педагогики

Раньше в среде музыкантов говорили: «Хочешь разучиться играть, садись и будь педагогом».

- Это не про Андрееву! – протестует Тамара Лапина. – Людмила Николаевна и сама отлично играет, и других замечательно этому учит. Вы много знаете людей, которые хороши и в качестве исполнителей, и в качестве педагогов? Это ведь очень сложно совмещать в себе два таких сильных, но таких разных таланта!

- Кроме того, - улыбается Нина Соболевская, директор детской музыкальной школы, - Людмила Андреева четыре года назад поехала в Рузу, город в Московской области, где ежегодно проходит сильнейшая школа пианистов, организованная Союзом композиторов России. Понимаете, какой это уровень? Все трепещут! А Людмила Николаевна садится за рояль и – спокойно! - играет!

Людмила Андреева – человек знаковый в фортепианном исполнительстве и музыкальном образовании и Бердска, и Новосибирской области. Она не только следит за тенденциями развития музыкального, фортепианного образования, но и является активным участником этого процесса. Людмила Николаевна постоянно принимает участие в конкурсах международных уровней, которые проводятся среди педагогов-исполнителей. Главной оценкой деятельности педагога является его собственная исполнительская деятельность, на примере которой учащиеся овладевают определёнными навыками, в том числе, пониманием музыки. Фортепианная школа - она очень разная, но всё, что делает Людмила Николаевна, заслуживает особого внимания, потому что она работает в непосредственном контакте с Новосибирской государственной консерваторией, со специальной 10-летней школой-лицеем при консерватории. Сегодня все пытаются найти более простые пути освоения того или иного музыкального материала. И наша Людмила Николаевна, если говорить о ней как о методисте, показывает своих учеников как образец того, как надо заниматься с детьми. Она никогда никому не отказывает в методической помощи.

Кстати, муж пианистки Людмилы Андреевой - альтист Юрий Андреев. 40 лет назад он, талантливый новосибирский исполнитель приехал в Бердск поинтересоваться, как обстоят дела с музыкой у города-спутника столицы Сибири. С тех пор Юрий Михайлович стал: жителем Бердска, преподавателем детской музыкальной школы, мужем Людмилы Николаевны и отцом их детей.

Ночь в Мадриде?..  Легко!

Ещё одна отличительная черта характера Людмилы Андреевой - она никогда не останавливается на достигнутом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что невозможно вот так, с ходу перечислить все её награды. Но есть один очень важный момент: Людмила Андреева - лауреат Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств».

- 20 ноября в Новосибирский музыкальный колледж приезжает Дмитрий Маликов, - рассказывает Нина Соболевская, - будет давать мастер-класс. Он же сам имеет шикарное музыкальное образование, окончил консерваторию, пианист. Певцом он потом стал. И вот Дмитрий Маликов предложил новосибирцам поработать с его авторским репертуаром. Там будут и хоры, и пианисты, и вокалисты… И так получилось, что все произведения разобрали, а «Ночь в Мадриде» никто из пианистов Новосибирской области взять так и не решился. Вы же понимаете, что музыкальные школы работают в классическом формате. На то, чтобы исполнить произведение не своего формата, нужно потратить время, силы. И вот в этой сложной ситуации мне позвонили из Новосибирского музыкального колледжа и сказали: «Нина Александровна, выручайте. Никто не решился взяться за такое сложное музыкальное произведение». Я попросила выслать ноты. Поговорила с преподавателями. Представьте задачу: нужно за 10 дней (!) выучить музыкальный материал и быть готовым играть с человеком, у которого за плечами консерваторская школа! Я понимала ту степень ответственности, которую нужно взять на себя педагогу, тем более, что играть на мастер-классе с Дмитрием Маликовым будет не сам педагог, а подготовленный им ученик. И вдруг ко мне подходит Людмила Андреева и говорит: «Я сделала заявку на участие в мастер-классе Дмитрия Маликова». Я даже не предполагала, что кто-то из бердчан на это решится! Это такое мужество! Это такая преданность музыкальной школе! Это такое посвящение себя музыке! Классическому музыканту-педагогу это не надо, потому что «Ночь в Мадриде» Дмитрия Маликова - это эстрада, на это надо тратить своё время и время ученика. Но мы ведь к детям подходим глубоко индивидуально: этому ребёнку надо играть вот эту музыку, а этому – вот эту… И Людмила Андреева в очередной раз это доказала не на словах, а на деле.

Жизненная позиция у этого человека такая: Людмила Андреева везде участвует, везде успевает и… всегда на высоте!

Людмила Ковенко, фото автора