И меня пожалей…

28 Ноября 2013


Тихий вечер поздней осени в маленьком провинциальном городке. Холодный ноябрьский воздух наполнен запахами неминуемо надвигающейся морозной сибирской зимы и ожиданием – ну, когда же уже?! - большого снега. В маленьком зале маленького ресторанчика витают ароматы крепкого чёрного кофе и терпкого зелёного чая. Зрители предвкушают встречу – глаза в глаза! – с большими артистами: сегодня для бердчан поют артисты Новосибирской государственной филармонии.

27 ноября в ресторане «Охотник» прошёл второй концерт сезона 2013-2014. Лектор-музыковед Лола Азимова радовала зрителей интересными фактами из жизни авторов романсов и истории их написания. Только так, глядя глаза в глаза, и можно понять, как творчество сближает людей. Только так, оказавшись лицом к лицу с действительно большими артистами, можно понять, о чём хотели сказать авторы романсов прошлых - XIX и XX – веков. Невероятно артистичная Лола Каримовна в доверительной, очень личной манере рассказывала зрителям о том, как на свет Божий появляется Его Величество Романс…

Знаете ли вы людей, которые наивно полагают, что могут купить всё, включая вдохновение талантливых авторов? Так вот, в далёком XIX веке композитор Александр Варламов неосторожно обронил при одном толстосуме согласие написать романс «на заказ». Обладателю тугого кошелька льстил сам факт того, что он сможет купить самое модное по тем временам музыкальное произведение, которое будет написано именно для него. Так и началась «охота на композитора». Толстосум «обложил» вниманием Александра Егоровича, не давая ему покоя ни днём, ни вечером. А самое печальное заключалось в том, что амбициозный, как сказали бы наши современники, но совершенно невоспитанный господин повадился наведываться к композитору по утрам. Ещё петухи не кричали, ещё коровы не доены, наш славный композитор ещё почивает, а «господин-эталон невоспитанности» уже нетерпеливо топчется на пороге композитора с зажатыми в потную ладошку купюрами и неизменным вопросом: «Романс написал?!» Варламов был в печали: как отвадить от дома этого чересчур раннего и чересчур назойливого гостя?! И однажды Александру Егоровичу попались на глаза стихи Афанасия Фета «На заре ты её не буди…» Так и родился долгожданный романс «на заказ». Произведение невероятно красивое, но… с подтекстом!

В концерте-интервью «Ещё раз о любви» звучали романсы разных веков в исполнении Заслуженной артистки России Дилары Ворфоломеевой (сопрано) под фортепианный аккомпанемент лауреата международных конкурсов Дмитрия Карпова.

Возьмём за основу утверждение о том, что романс – это чувства, положенные на музыку. Тогда становится понятна разница между романсами, написанными в прошлом и позапрошлом веках. И после возвышенных, чистых и нежных романсов XIX века душа испуганно замирает, когда начинают звучать романсы более близкие к нам по времени, написанные в прошлом, XX веке…

… Для чего ты сказал среди ясного дня, что её ты жалеешь, а любишь меня? Пусть минуют её и сомненье, и боль, пусть страдает и терпит лишь наша любовь. Ты сказал, что любовь не боится разлук, говорить о любви не положено вслух…Ты сказал и ушёл к той, кто ждёт у окна. Ты ушёл, и осталась я снова одна. Для чего ты сказал среди ясного дня, что её ты жалеешь, а любишь меня?.. То ли снег за окном, то ли пух с тополей… Об одном я прошу: и меня пожалей…

После исполнения романса «И меня пожалей…» (слова Инны Гофф, музыка Александры Пахмутовой) в зрительном зале на какие-то доли мгновения наступила оглушающая тишина… А потом на солистов филармонии обрушилась лавина аплодисментов! К слову сказать, ни один мужчина, сидящий в зале, не пострадал. Хотя рисковали, очень рисковали… Очень уж эмоционально и чрезвычайно выразительно был исполнен Диларой Ворфоломеевой этот романс, где каждое слово написано болью. Женской болью. И ложью. Мужской ложью. Но как же талантливо всё это сделано! И кажется, можно потерпеть… Ради искусства! Просто вечная формула «мужская ложь + женская боль = красивый романс» в XXI веке стала восприниматься немного иначе. Сами знаете: жестокий век, жестокие романсы…А на сцену продолжают выходить те, кто силой своего таланта способен показать - со стороны - настоящую любовь. И зритель выходит из зала совершенно притихший и немного напуганный тем, что теперь, когда всё показано, рассказано и озвучено, нужно учиться жить заново. С чистого листа. Чтобы в беспощадно стремительном XXI веке вновь зазвучали романсы - невероятно нежные, невозможно романтичные, пронзительно искренние, вызывающие желание жить и любить, написанные сердцем, исполненные душой для одного-единственного, любимого человека.

Людмила Ковенко, фото автора

P.S. Следующий концерт артистов Новосибирской государственной филармонии в ресторане «Охотник» - 11 декабря. Начало в 19.00. В декабре бердчан приглашают на концерт «Танцующие скрипки». Ансамбль солистов «Новосибирская камерата». Художественный руководитель Фабио Мастранжело (Италия). Входной билет – 200 рублей. Выгоднее, конечно, приобретать абонементы, тогда каждый концерт обходится в два раза дешевле. В декабре ещё можно приобрести абонементы в отделе культуры (ул. Горького, 7). Справки по телефонам: 3-14-88, 8-905-934-67-03