Искусство дает силы жить

10 Сентября 2019

В нынешнем году День города прошел под лозунгом «Бердск – город, открытый миру искусства».

Какова роль искусства в жизни современного человека и почему педагогу важно быть открытым для всего нового? Об этом наш сегодняшний разговор с Людмилой Андреевой, преподавателем по классу фортепиано детской музыкальной школы им. Свиридова, почетным работником культуры Бердска, победителем конкурса «Лучший преподаватель ДШИ России».

- Какую роль сегодня играет искусство в жизни современного человека, учитывая довольно пессимистический настрой большей части общества?
- Разумеется, жизнь не может состоять исключительно из материальных накоплений. Именно духовные накопления не дают скатиться в депрессию, в состояние несчастья. В состоянии общего пессимизма искусство способно стать отдушиной, элементом релаксации, дать силы и возможность жить дальше. Именно через искусство и можно приобрести внутреннее развитие, открыть для себя что-то новое, неизведанное. Конечно, сегодня мы живем в мире информационных технологий, ритм жизни настолько бешеный, что человек не всегда может найти время сходить в театр или на концерт. Наверное, все-таки должна быть какая-то внутренняя программа: «Я не могу жить без искусства. Пусть хотя бы раз в месяц, или раз в два месяца я должен соприкоснуться с прекрасным». Ведь как раз искусство дает человеку возможность на какой-то миг остановиться, прислушаться к себе, наполнить себя. В Европе практикуется организация концертов классической музыки под открытым небом. Такие концерты очень востребованы. Это говорит о высоком уровне культуры, о способности людей воспринимать высокие формы культуры.

- Конечно, искусство не может сделать лучше дороги, это прерогатива совсем других сфер, но сделать жизнь лучше, дать силы двигаться дальше – может, безусловно.

- Вы работаете с детьми. Насколько искусство сегодня актуально в воспитании детей?
- Среди моих учеников очень много мальчишек-спортсменов, которые успешно совмещают футбол, к примеру, и музыку. Я благодарна их родителям, которые понимают, что помимо развития физического тела, они заботятся и о духовном развитии детей. Ведь что такое фортепианная музыка? Это весь синтез культур, которые мы изучаем в музыкальной школе. Обучение музыки активизирует и интеллектуальные процессы. Поэтому важно вкладывать средства не только в спорт, но и в культуру. К слову, искусство – это одна из возможностей оторвать ребенка от гаджетов. Искусство работает во времени, а это важно в любой сфере, независимо от того, чем он будет заниматься дальше.

- Насколько сегодняшнее поколение детей отличается от предыдущих?
- Мир вокруг меняется, меняются и дети, это нормально. Сегодняшние дети – замечательные! Ведь самое главное, как мы встречаем этих детей и что мы им можем дать…

- Как вы относитесь к современным тенденциям в музыке, в частности к рэпу, который так любит современное поколение?
- Я - педагог музыкальной школы, меня окружают дети, которым интересно все. Поэтому я отношусь положительно ко всему новому, ко всему тому, что интересно детям. Я должна это знать и должна это любить так же, как люблю детей. Я не могу сказать, что рэп – это плохо. Я и сама могу прочитать рэп где-то на капустнике. Это ведь тоже своего рода развитие интеллекта. Дети входят в какие-то пространства без нашего ведома, поэтому важно быть в курсе, хотя бы для того, чтобы говорить с ними на одном языке, быть на одной волне. При этом не нужно «подделываться» под молодежь, но не отрицать возможностей развиваться таким образом. А уж насколько это искусство будет вечным – это другой вопрос. К тому же, проявляя неподдельный интерес к увлечениям молодежи, всегда есть возможность развернуть диалог в другую сторону и показать то, что интересно вам.

- В России началась реализация нацпроекта «Культура». На Ваш взгляд нужен ли он в стране в целом и городу в частности?
- Думаю, что это даже не обсуждается, ведь Президент страны Владимир Путин понимает, что светлое и гармоничное будущее нашей страны невозможно без стратегического нацпроекта «Культура». Что такое культурная среда для нашего города? Может ли человек, въезжая в наш город может сказать, что Бердск отличается от рядом стоящих городов? И да, и нет. Бердск город зеленый, он чистый, у нас есть музеи и дворцы культуры, школы искусств… Но вряд ли можно сказать, что он резко отличается от других городов Новосибирской области. Я сейчас не о дорогах, а о самой атмосфере, энергетике города. Насколько у нас люди приветливые и улыбающиеся, насколько мы рады встретить гостей, можно ли услышать в нашем городе бранные слова, во всех ли районах у нас есть элементарные тротуары, где человек может пройти? Ведь культура складывается из мелочей. Даже таких, к примеру, совпадает ли движение электричек с движением автобусов. От того, насколько продумывается качество жизни горожан, тоже зависит уровень культуры… Поэтому, конечно, такой национальный проект нужен. Кстати, музыкальная школа первая почувствовала на себе его плоды – мы уже получили новое фортепиано. В целом, я считаю, что в рамках нашего небольшого города, проводится колоссальная работа в направлении культуры. Если говорить о цифровой культуре – в частности, нам обещают виртуальный концертный зал, - мне кажется, что в Бердске есть нехватка информирования. Было бы здорово, если бы появились большие экраны, наподобие тех, на которых транслировали чемпионат мира по футболу, на которых была бы информация о предстоящих культурных событиях. Такие методы уже используются в городах Крыма, к примеру. Конечно, существуют афиши, но нужно понимать, что это уже вчерашний день.

- Нынешний год объявлен Годом театра. По нацпроекту Бердску обещан театр. Нужен ли он бердчанам? И верите ли вы в его появление?
- Можно провести простую аналогию: новый наряд или новая прическа всегда поднимет женщине настроение, меняет ее. Конечно, театр нужен! Другой вопрос, насколько сегодня город может позволить себе его строительство, содержание, кто и что будет в нем играть. Ведь строительство здания - это еще не все. Насколько воспитано наше население для того, чтобы иметь потребность ходить в театр? Думаю, что прежде, чем заложить первый кирпич в здание, нужно заложить кирпичики в сознание детей, для того, чтобы театр стал жизненной необходимостью. А верю я или нет… Я верю во всё!

- На ваш взгляд, каким должен стать театр в Бердске?
- Я склоняюсь к тому, что основным зрителем бердского театра все же станут дети, потому что взрослые люди, имеющие потребность и средства, предпочтут отправиться в Новосибирск: там большое количество отличных театров на любой вкус. Поэтому думаю, что, скорее всего, и театр должен стать детским: чем больше детей и молодежи в нем будет задействовано, чем больше детей придет в него в качестве зрителей, тем культурней в целом станет общество.

- Мое глубокое убеждение, что экономически выгоднее вкладывать деньги в развитие культуры, в воспитание детей, нежели в последующее исправление подростков где-то в колониях. В городе много талантливой молодежи, я могу судить даже по театральным коллективам нашей музыкальной школы! Дети настолько раскрываются на сцене, что порой диву даешься! Встретишь такого парня на улице и ни за что не подумаешь, что он может быть как-то связан с театром, а на сцене они преображаются. Поэтому я – за детский театр!

 

Источник: Бердские новости, Наталья Сковрунская.