Колыбель Новосибирской области - Колывань

14 Ноября 2013


Колывань называют городом у воды и городом-путешественником, именуют Колыванью купеческой и колыбелью Новосибирской области.

Рассказывают, что она могла стать первым камнем в основании Новониколаевска, но помешала большая вода – долгие – на 2-3 месяца в год - разливы в устье реки Каменка. В итоге этот вариант был отклонен и Новосибирск встал там, где он сегодня есть, на гранитном плато, а Колывань осталась на своем месте. Это историческое поселение поистине уникально. Здесь располагалась самая длинная грунтовая дорога – Московско-Сибирский тракт. Он соединял Санкт-Петербург и Москву с восточными границами нашего государства. И участок от Тары (Омская область) до Томска как раз обслуживали казаки Чаусского острога. Древний столб с указателем на въезде в Колывань сегодня – тому подтверждение. Следует знать, что рабочий поселок Колывань был, как и Бердск перенесен, и на нынешнем месте находится с 1834 года. В Колывани однажды в распутицу «застрял», будучи проездом из Сибири в Сахалин, писатель Антон Павлович ЧЕХОВ. Здесь он ожидал смену повозки. И в своих «Очерках о Сибири» так написал об этом: «Ни одна хозяйка не посадила меня за стол, не накрыв его скатертью. И нигде я не едал таких вкусных пирогов, как в Сибири». А еще колыванцы и жители других территорий Сибири запомнились ему как разговорчивые и чистоплотные люди.

Колывань современная и древняя

Колыванцы гордятся своим поселением. Рассказывают с восторгом, что располагается рабочий поселок в уникальном месте – на возвышенности, словно на ките, и открыт всем ветрам, и всем гостям. И очень гостеприимен, вместе с хлебосольными жителями.

Глава Колыванского района Виктор АВЕРИН подчеркивает: «Наш район богат своей историей и талантами, здесь трепетно хранят традиции и обычаи своих предков. Особенно ярко это проявляется в народных промыслах». И все это – от современности до древности собрано в сердце краеведческого музея. Здесь свыше 18 тысяч экспонатов, в них – материалы раскопок, жизнь местности от периода неолита до дня нынешнего. Где еще вы увидите жилище человека ново-каменного века, проследите путь становления Чаусского острога, зародившегося в 1703 году, немногим ранее Бердского острога …

В данном музее хранятся обломки глиняной посуды, возраст которых от 1,5 до 4.5 тысяч лет! Они выполнены с орнаментом, и это еще раз доказывает, что во все времена людям важна была красота. Кистени, с которым разбойники выходили на дорогу, грабить. Фрагменты оружия казаков Чаусского острога, которому уже 300 лет, и Колывань в сентябре 2013 года отметила это событие грандиозным празднеством, а нам еще предстоит праздновать 300-летие Бердска. И макеты самого острога – точной его копии, которая, к счастью, сохранилась и документально подтверждена. Глядя на эту красоту, невольно сравниваешь и понимаешь, что о бердском остроге сохранились фрагментарные воспоминания и нет ни одной фотографии, даже точного описания. А тут все честь по чести: острог с башнями и бойницами за высоким рубленым забором. Известно, что он был создан для защиты южных границ государства Российского, что там амбары и красивая церковь стояли, и что построен он был в кратчайшие сроки – за 2 месяца!

А на специальной карте «Колывань до 1917 года» в полстены отмечено, как выглядело поселение раньше, как располагались и назывались улицы. Словом, то, о чем, бердчане, мы мечтаем, хотим воссоздать в Бердске, но пока не можем. Ведь при затоплении нашего города в связи со строительством Новосибирской ГЭС архивы старого Бердска были сожжены! Есть карта, позволяющая проследить путь создания острогов на территории НСО, на котором Уртамский (1684 г.), самый древний, за ним Умревинский, Чаусский, Бердский, Кузнецкий, Верховский…

Настоящим эксклюзивом музея являются собранные здесь копии подлинных документов с челобитными Петру Первому, где излагается, как строился острог и т. д. Они выставлены на всеобщее обозрение. И понятно, чем занимались люди (рыболовство, сплав леса, извоз), и как шли дела на Московско-Сибирском тракте. Как трудно, на костях ссыльных, он строился.

Какой ты, прототип огнетушителя?

При посещении музея создалось впечатление, что мы узнали историю края достаточно хорошо, ведь она в экспонатах экспозиций отражена емко и ярко. От пещер древнего человека до русской избы, землянок в три наката в годы Отечественной войны 1941-1945 гг., с непременным атрибутом – солдатскими письмами-треугольниками, с настоящим очагом в обычном доме до купеческого шика в интерьере… Представьте себе, как интересно бывает детишкам в минуты посещения музея! Они могут увидеть, как выглядел первый утюг и уголок фотографического мастерства тех времен, дающий представление и о старых фотоаппаратах, и о прическах, одежде. Узнать, что изба называется пятистенником, потому что пятой стеной в доме была перегородка, разделяющая дом на бабий кут и горницу или светелку. И познакомиться с русскими традициями. Выяснить, что мебель в доме в старину делал хозяин, и мальчики к 18-ти годам должны были освоить все эти строительные навыки. Жених перед сватовством обязательно дарил невесте самопрялку, и это было символично – ведь ниточка с ее помощью прядется длинная, хотелось бы, чтобы и жизнь совместная у молодых была долгой. А когда рождалась в семье девочка, приходила крестная и приносила узелок с накопленными лоскутками ткани. Пока девочка растет, количество тряпочек прибавляется. Подходит время к замужеству, девушка сама себе должна сшить из волшебных лоскутков, с любовью собранных, лоскутное одеяло.

Правда, по наблюдениям музейщиков, современным модницам не особенно нравятся свадебные платья столетней давности, зато берестяная посуда, выполненная так, что в ней молоко, не скисая, хранилось длительное время, и старинная угольница, что ставилась возле печки и «работала на воде», – прототип современного огнетушителя - являются предметом всеобщего восхищения. Здесь гостей приглашают посетить купеческую лавку, узнать, чем там торговали; представить, как купец пьет шестую чашку чая из пузатого самовара, а купчиха подает ему специальными щипцами из сахарницы «головку» сахара…

… к родникам и истокам!

Экскурсовод Нина ЗАЦЕПИНА уверена, что в славной летописи Колывани ест еще много неоткрытых станиц, поэтому эту территорию так любят историки и археологи. А заведующая музеем Нина КОЗЛОВА подчеркивает: «Когда к нам приезжают гости, мы всегда рады, и рассказываем им о Колывани, как будто говорим обо всей Новосибирской области, в том числе и о Бердске. Ведь у нас много общего, и даже есть родственные связи, начиная от связей между купцами ГОРОХОВЫМИ и ЖЕРНАКОВЫМИ. Нас одинаково когда-то называли Колыванью. (Колывань – историческое наименование Бердского острога в 1783-1797 годах). И наши купцы всегда роднились, даже склады «держали» общие. Умели дружить, храмы строили». Святость храма, по ее убеждению, в его намоленности.

Особую атмосферу музея и теплое отношение жителей Колывани к наполнению его фондов, говорящих об огромной любви колыванцев к своему краю, отметила председатель Союза женщин г. Бердска Раиса УСТИНОВА, организовавшая нашу экскурсию. И она совершенно права – многие тропы сегодня ведут следопытов, туристов, исследователей, паломников в Колывань. И нам, бердчанам, в сохранении исторического наследия не мешало бы многому поучиться.

Итак, наше маленькое путешествие к большой земле, полной волшебных тайн и открытий, завершено. Если вам было интересно, и вы узнали что-то для себя новое, ждем откликов!