Мастер Давыдов о творчестве и мироздании

7 декабря 2016

В конкурсе рукодельников, который проводил отдел культуры Бердска, по результатам зрительского голосования победу одержал резчик по дереву Илья Давыдов. Мы отправились в гости к победителю и… оказались в совершенно удивительном мире, пропитанном атмосферой творчества, любви и умиротворения.

Во дворе — огромное кедровое бревно. В сенях — волшебные богатыри-стрельцы, которые в скором времени отправятся охранять «Бердский острог». В доме — дурманящий запах свежего дерева. Илья дарит дереву вторую жизнь: изящные и очень теплые вещицы Ильи сделаны с любовью и они действительно живые.

Очень быстро выясняется, что творчеством занимается вся семья Давыдовых. Супруга Наталья делает мандалы и обережных кукол, а четырехлетняя Тася, дочка Ильи и Натальи легко превращает в игрушку любую деревяшку.

— Для кого-то деревянные игрушки — это символ трудного детства, а у нас это простор для творчества, — улыбаются родители.

В Бердск Давыдовых перебралась два с половиной года назад из Кемеровской области. Хотелось жить в частном доме и именно в Бердске они встретили дом своей мечты.

— Старшие дети живут в Новосибирске, поэтому изначально мы задумали перебраться туда. Но сразу поняли, что это не наш город. А вот Бердск понравился сразу. Он чистый, особенно по сравнению с Новокузнецком, где воздух просто черный. Дом мы искали в феврале и были поражены белизной снега! Хотели купить именно дом, чтобы у меня была мастерская.

Илья признается, что у него есть основная специальность — работает наладчиком автоматов и полуавтоматов на производстве, выпускающем мебельную фурнитуру, поэтому резьба по дереву на данный момент остается отдушиной, любимым увлечением.

— С деревом я отдыхаю. Для меня это пока не стало ремеслом, это — творчество. Мне проще делать и дарить, — признается Илья.

Спрашиваю, как давно дерево появилось в жизни Ильи.

— Кажется, что оно было в жизни всегда. Как-то в подростковом возрасте я решил сделать себе деревянный пистолет — это сейчас можно легко купить любую игрушку, а когда я рос, все было по-другому. Отец смотрел-смотрел, а потом выдал: ну кто ж так работает с деревом! Тогда я узнал, что мой отец занимался резьбой по дереву с детства — его мама, моя бабушка, работала костюмером в театре, а он помогал бутафорам мастерить сабли, пистолеты и прочий реквизит. Видимо, тяга к дереву передалась по наследству. Вообще, в детстве с друзьями мы много творили — пластилин улетал пачками! Лепили крепости, скрупулезно вылепляли каждого солдата! Немного рисовал, хотя в художественную школу не ходил. В армии впервые рисовал масляными красками — мы сделали огромное панно на три стены, рисовали ночами. А после армии — семья, работа.. Творчество надолго отошло на второй план. Снова серьезно стал заниматься деревом уже после встречи с Наташей. Тогда же появились первые заказы. Делал небольшие — размером в полторы пяди — фигурки, в основном на славянскую тематику. В какой-то момент я увлекся культурой древней Руси и понял, что всегда к этому шел.

Однажды, когда с деньгами было совсем туго, Илья дал в газету объявление: «Выполняю работы по дереву» и почти сразу получил крупный заказ. Заказчик рассказал, что на его даже молния ударила в огромное дерево, отбила макушку и он захотел сделать из остатков этого дерева гнездо для Соловья-разбойника. Самого сказочного персонажа в человеческий рост вырезал из кедрового бревна толщиной в обхват. Мастер приезжал работать над скульптурой по выходным — за месяц скульптура была готова. Однако на этом заказы иссякли.

Мечтать нужно правильно!

… В Бердске мечты стали сбываться. Появился дом, а в доме — мастерская. Семейную мастерскую назвали «Ладушка». Илья — Мастер, а супруга Наташа — арт-директор, администратор, идейный вдохновитель и просто муза. Поначалу в незнакомом городе супруги Давыдовы не знали, куда обратиться, чтобы заявить о себе, но судьба подкинула встречу, благодаря которой Наташа попала на встречу Союза женщин Бердска, где познакомилась с Раисой Устиновой и показала ей работы Ильи. Та, в свою очередь, познакомила Наталью с Мариной Рехтиной, тогдашним начальником отдела культуры.

Нас пригласили на встречу мастеров. На встречу с собой взяли младшую дочь, четырехлетнюю Тасю. Она взяла с собой деревянную игрушку — Петрушку. Эту игрушку увидела куратор проекта «Бердский острог». Благодаря этой встрече мы получили заказ — изготовить стрельцов для острога.

Супруги Давыдовы уверены — все мечты сбываются, для этого нужно просто правильно формулировать свои запросы мирозданию. И вспоминают историю своего знакомства.

— Я хотела семью, хотела замуж. Когда заполняла анкету на сайте знакомств, постаралась представить себе, какой мужчина мне нужен. Тогда я четко представила себе, что он должен уметь что-то делать руками. А потом.. он просто оставил комментарий в стихах — да-да, он еще и стихи пишет, — улыбаясь, вспоминает Наташа. — Потом выяснилось, что у нас общие интересы, мы оба увлекаемся историей дохристианской Руси.

И вот уже пять лет они вместе.

Илья серьезно добавляет, что для того, чтобы желание исполнилось, нужно очень четко представлять себе, что именно ты хочешь, визуализировать образ.

— Иногда ходишь и вынашиваешь замысел, а как именно сделать — не знаешь. Ответ на вопрос может прийти даже во сне.

— Кстати, свой будущий дом мы тоже визуализировали, — добавляет супруга Ильи. — Илья ездил выбирать дом без меня — ребенок был совсем маленьким, — и очень переживал по этому поводу. Я ему сказала — если это будет наш дом, ты его узнаешь. Он ездил его смотреть в 36-градусный мороз. И действительно, он сразу понял — наш. Причем, он оказался намного дешевле, чем ранее предложенные варианты, а по состоянию — куда лучше остальных. У нас потом риэлторы спрашивали: «Вы отдаете себе отчет, что этот дом вы просто выиграли в лотерею?» Я отвечала — да!

Муза о вдохновении

-У нас есть один заказчик из Санкт-Петербурга, который раньше уже заказывал у нас обереги. Полтора года назад он повторно заказал несколько оберегов. И полтора года Илья никак не мог начать этот заказ, только потому, что не было подходящего настроения, нет «дзена». А без «дзена» творить нельзя! И что самое удивительное, клиент понимает это и ждет все эти полтора года, с периодичностью раз в три-четыре месяца напоминает о себе и своем заказе и что вообще интересно, добавляет еще обереги к своему прежнему заказу, рассказывает Наталья Давыдова.

О дереве

— Больше всего нравится работать с кедром. Хороша и липа, но она нечасто встречается в наших краях. А вот с буком работать сложно — это очень твердое дерево.

О планах

— Есть задумки, есть предложения. В одной из деревень Новосибирской области меня попросили сделать им Берегиню, большую деревянную женскую скульптуру, которая будет охранять деревню. Они хотят, чтобы она стояла в березовой роще — не на виду, чтобы не сожгли, как это часто бывает, лицом к дороге, чтобы она видела, кто приезжает и берегла жителей.

Фигуры стрельцов для Бердского острога вырезаны из кедра. Бревно, которое доставили для этих целей во двор Давыдовых, весит 2,5 тонны!

К слову

Илья Давыдов делал ключ для Дома Дружбы, который открылся в Бердске во время фестиваля национальных культур. Изготовил большой герб Бердска для городского музея, подарил отделу культуры письменный прибор с эмблемой 300-летия Бердска, мастерил эмблемы и призы для фестиваля «Сибирь безбрежная».

Источник: Свидетель