Надо ехать к морю: Санкт-Петербургский театр на сцене Бердска

14 февраля 2018

12 февраля в ДК «Родина» состоялся показ спектакля Санкт-Петербургского театра «Особняк» «Машина едет к морю».

Полный зал. Многие не скрывают, что пришли увидеть игру Алисы Олейник, бывшей бердчанки. В зале — ее одноклассники, друзья, знакомые и родные. Разумеется, пришли и просто любители театра.

Петербуржцы привезли спектакль на III Всероссийский фестиваль-конкурс камерных спектаклей и моноспектаклей, который состоится 15 февраля в Новосибирске. Спектакль признан «Лучшим спектаклем Санкт-Петербурга-2017», имеет премию «Золотой софит», а Алиса Олейник признана лучшей актрисой, сыграв… мужскую роль.

«Машина едет к морю» – удивительной силы драма, где есть место и смеху (как ни странно), и слезам.

Под одной крышей, в одной квартире живет слепой дед и его внук-аутист. Внуку Виктору хорошо в своем мире и он не всегда считает нужным вступать в контакт с дедушкой, который в свою очередь даже не знает, здесь ли Виктор. Нищета, боль и безысходность с первых минут буквально пронизывают зрителя  ледяными иглам.

Эта беспомощная парочка во всем зависит от соседа, дворника Бориса, который сделал заботу о Викторе и его деде смыслом своей жизни. Он готовит им, кормит их, убирает в их квартире… Без Виктора и деда жизнь Бориса пуста, беспросветна и однообразна, хотя он вполне здоров. Но пока есть те, кто нуждаются — по-настоящему нуждаются! – в его помощи, он нужен, важен. В первую очередь для себя самого.

В убогих скудных декорациях, в полутьме, разворачивается действо спектакля. Беспросветность бытия нарастает с каждой минутой, хотя кажется, что хуже быть уже просто не может.

«Виктор, может быть тебе тоже выпить вина? Ведь ты уже взрослый! Врачи говорят, что алкоголь тебе вреден, но я не понимаю, что еще может тебе навредить», – обращается дед к внуку, а тот остается безучастным. Виктор рисует. Он рисует на протяжении практически всего времени спектакля, который идет без малого два часа. Делает перерывы на то, чтобы потребовать еды и поесть…

  • Драматург – Алекс Бьёркклунг
  • Режиссёр – Алексей Янковский
  • Актёрский состав:
  • Дед -Дмитрий Поднозов, актёр театра и кино
  • Борис – Анатолий Хропов, актёр театра и кино,
  • Виктор – Алиса Олейник, актриса театра, цирка

…Но именно в тот момент, когда беспросветность достигает своего апогея, вдруг становится понятно, что все рамки — в нашей голове. Мы сами — зрячие и здоровые — ежедневно, с невероятным упорством возводим вокруг себя клетку из ограничений и запретов, душим сами себя, не понимая, что эмоциональная тупость и душевная слепота много хуже слепоты физической.

Но когда приходит осознание, что хуже уже быть не может, есть смысл рискнуть. Рискнуть и отправиться к морю. И тогда не может помешать ни отсутствие денег, ни ограничения в здоровье. И вот уже слепой дед готов сесть за руль, чтоб ехать… Да хотя бы до первого столба, но в этот краткий миг быть свободным!

…Слезы щиплют глаза. В горле ком. Тяжелый, непроглатываемый. А после слёзы. Слёзы, которые очищают. Потому что  вдруг становится отчаянно ясно — все рамки внутри нас и никто — никто! – кроме нас самих не в состоянии избавить нас от них. Нужно только одеться. И свитер обязательно — ветер будет в лицо, можно простыть.

И ехать к морю. Непременно на машине. Потому что поезд — это рамки. Он не может сойти в путей. А машина — это свобода. И ветер – свобода. И синее небо. И море.

В любой непонятной ситуации надо ехать к морю.

Даже, если никогда не видел моря.

Даже, если забываешь, какими бывают закаты.

Даже, если боишься воды.

Источник: Свидетель