Не оскудеет рука дающего

10 марта 2014


Мужской и женский взгляд на современную культуру. Ольга Никифорова и Сергей Маслов, удостоенные звания «Почётный работник культуры Бердска», говорят о том, что им близко, о том, чем живут, чем дышат. О культуре.

«Потихонечку склоняем»

Поэт и композитор, дирижер и певица, талантливый педагог... Это все о ней, об Ольге Никифоровой. Ученики её обожают, потому что у нее нет любимчиков. «Я не выбираю одну звезду, я каждому пытаюсь передать всё то, что умею сама», - говорит Ольга Степановна.

Я попросила её поделиться своим видением современной российской культуры.

- Обо всей культуре говорить не возьмусь, могу рассуждать лишь о том, в чём сведуща — о музыке. Мне импонируют те позитивные события в современной культуре, которые коснулись сибирской глубинки. В последнее время у нас появилась уникальная возможность живого общения с мэтрами. Такими, как Вадим Репин, к примеру. Мы можем вживую услышать голос Дмитрия Хворостовского.

Знаковым событием в культурной жизни стал визит Надежды Бабкиной, которая приезжала в прошлом году в наш город со своим проектом «Русская песня». Мы не только смогли побывать на её концерте, она провела прекрасный мастер-класс. Она замечательно работает. Мы открыли её для себя в совершенном ином качестве. В жизни певица оказалась совсем другой, нежели её преподносят нам с телеэкранов. Это очень глубокий музыкант и очень интересный человек. Мы посмотрели на её репетиции, на то, как она работает со своими студентами.

То, что такие люди обратились сейчас к периферии, это дорогого стоит. Такое общение всегда окрыляет музыкантов, которые живут и работают в областных центрах, в сельских клубах. Это вдохновляет.

- Ольга Степановна, а как вы относитесь к современной эстраде?

- Уверена, что детей нужно воспитывать на классике. Хотя, конечно, я и сама могу спеть какие-то эстрадные песни. Но, тем не менее, у меня очень сложное отношение к современной эстраде. Хотя бы потому, что я не могу вспомнить ни одной современной песни.

Я вспоминаю, как мы заслушивались теми же «Песнярами» - переписывали тексты их песен к себе в тетрадки, запиливали пластинки до непригодного состояния! А сейчас... Когда из каждого автомобиля разносится «О боже, какой мужчина!» или «Я иду, такая вся, в Дольче Габана», я понимаю, что вкусы как-то очень сильно видоизменились. Да это же просто бессмысленный набор слов! Как я это называю, «столбы», набор каких-то слогов.

Хотя, конечно, мои ученики всё это слушают. Есть у них на флешках «джентльменский набор» обязательной к прослушиванию музыки, но уследить за тем, под какие «Макароны» они танцуют, я, конечно, не могу. Тем не менее, классическое музыкальное образование рано или поздно даёт свои плоды в формировании музыкального вкуса детей. Помимо образовательной задачи, перед нами стоит ещё и воспитательная. Так потихонечку мы их и склоняем на свою сторону.

Классическую музыку нужно слушать непременно: потому она и классика, что живёт вечно. Беспокоит меня и то, что сегодня дети стали меньше читать. Классическая литература нынче тоже не в фаворе. Но если мы ещё и слушание настоящей музыки потеряем, это просто страшно. Смотреть и видеть, так же как слушать и слышать — вещи разного порядка. Мне бы хотелось, чтобы дети не только слушали, но и слышали. И я стараюсь делать так, чтобы они не прошли мимо того, что обязательно нужно услышать.

- А как вы относитесь к современным музыкальным шоу-проектам, коих сегодня на телевидении более чем достаточно?

- «Голос» мне самой интересен. Смотрю и слушаю с удовольствием, в классе с детьми мы делимся впечатлениями. Единственное, что мне не нравится, это обилие англоязычных песен. Я считаю, что если это российский проект, то и песни должны быть в первую очередь наши. Нет, я ничего не имею против зарубежной музыки, но хотелось бы всё же, чтобы это как-то в особую номинацию выделялось.

А сейчас начался детский «Голос». Вот когда стоит десятилетнее дитя, которое понятия не имеет о любви, и поёт Фрэнка Синатру, это нонсенс! Для того, чтобы нормально петь, нужно понимать, что ты поёшь.

Есть масса прекрасных детских песен, которые можно адаптировать к такому конкурсу.

- На ваш взгляд, чем объяснить появление песен-однодневок и, как следствие, засилье западной музыки на нашей современной эстраде?

- Я не могу сказать, что мы совсем забыли свои корни. Но похоже, мы просто стали меньше к ним обращаться. Хотя мне очень нравится Пелагея. Она идёт правильным путем. Если бы у неё были ученики, наверное, это бы разрослось хорошим деревом. Пусть банально звучит, но народ, который не помнит своего прошлого, не имеет будущего.

Боец невидимого фронта

«Биография у меня простая: не был, не привлекался, но в связях был замечен», - так говорит о себе Сергей Маслов, замдиректора по техническим вопросам ДК «Родина». Совсем недавно Сергей Михайлович стал Почётным деятелем культуры Бердска. К новому званию отношение у него двоякое.

- Мне неловко. Когда меня начинают хвалить, мне хочется встать в угол. Я знаю в Бердске множество людей, которые своей работой, своим отношением, творчеством заслужили это достойное звание. Это и работающие в культуре, и те, кто в культуре не работает, но занимается творчеством. Необыкновенные люди, фанаты! Они делают своё дело на высочайшем уровне за мизерную зарплату. К тому же я знаю и тех, кто уже удостоен этого звания, и с большим почтением отношусь к ним. А потому мне неловко встать в один ряд с ними. Хотя, конечно, это приятно. Но высокая оценка накладывает и большие обязательства.

- Я ведь вовсе не работник культуры; по своей первой специальности я инженер-электромеханик. После окончания Томского политехнического института был направлен в Бердск, на БЭМЗ, где и проработал 10 лет. Работал в одном цехе с Людмилой Чуркиной. После того, как она стала директором «Родины», за ней потянулся один работник цеха № 50, потом ещё и ещё. Я оказался в их числе.

Моя сфера — техническая работа: свет, звук, тепло, пожарная безопасность, электрика, сантехника. Это незаметная работа, мы, технический персонал, бойцы невидимого фронта.

...Тем не менее, наш разговор — прежде всего о культуре. Несмотря на то, что Сергей Михайлович скромничает, представляясь бойцом невидимого фронта, сам он человек яркий и безусловно талантливый.

- Культура — лучший способ объединить людей. В нашем городе уже несколько раз проходил фестиваль национальных культур. Приезжают люди самых разных национальностей, других вероисповеданий. Радуются, творят, отдыхают. Поражают нас зажигательными танцами, чудесными песнями. Я не знаю языка, на котором они поют, но чувствую, что поют они о красоте, о любви.

Я сейчас читаю много исторической литературы, и меня охватывает гордость за страну, в которой такое богатое культурное наследие. Мой отец жил в старинном городе. Я до сих пор помню ощущения, когда ходил по старинной брусчатке, по которой когда-то ходили князья, рассматривал здания и чувствовал, как от всего этого просто веет историей.

С удовольствием смотрел закрытие Олимпиады, где показали огромный пласт нашей культуры, в которую так органично интегрировались и другие культуры. Уверен, что финансовые вложения в эту сферу делают народ богаче не только духовно, но в конечном итоге и материально.

- В «Родине» по вечерам очень много людей. Родители приводят детвору в разные студии и кружки. Иногда ребятишки капризничают, не хотят идти. Наблюдаю такую картину: маленькая девочка, плачет, губы дует, мама её уговаривает и переодевает. И вот она переоделась... Всё! Это уже другая девчушка. Выпрямила спинку, расправила плечи, улыбнулась — она уже артистка! А через минуту она уже на сцене - она парит. Быть может, она никогда не будет танцевать на большой сцене, не напишет стихов, не станет певицей, но её желание лететь белым лебедем, порхать - останется. Даже если она будет делать просто салатик, это будет произведение искусства, потому что в ней уже есть эстетика.

А сколько примеров, когда сюда возвращаются воспитанники детских коллективов, уже ставшие взрослыми. Она уже дважды мать, но вечерами приходит сюда и танцует. Это титанический труд! Зато какая у нее осанка, какая походка. А взгляд! Я уверен, что такой человек просто не способен на подлость, на какой-то плохой поступок.

Именно поэтому таких очагов культуры, как ДК «Родина», должно быть больше.

- Когда-то здесь работал театральный режиссер — сейчас он уехал в Москву — который мечтал создать в Бердске театральную Мекку. И у нас есть такая возможность. У нас два сильнейших в Новосибирской области детских театра, есть и взрослые коллективы. В городе периодически вспыхивает дискуссия: нужен ли театр? Мне представляется, что нужно сохранить то, что мы имеем.

Сегодня у режиссёров самодеятельных театров есть место, где проводить репетиции, показывать спектакли. Наверное, сейчас и нет острой необходимости строить отдельное здание. Возможно, это будет завтра или послезавтра. И это будет здорово. А пока, вместо того, чтобы сотрясать воздух, нужно приложить усилия, чтобы сохранить то, что мы имеем.

- Сам я пока не вернулся на сцену. Не хочу отнимать у режиссёра время, которое он мог бы уделить кому-то другому. Но есть предложение восстановить наши старые постановки, так что вполне возможно, я ещё сыграю. Обожаю Чехова, стараюсь смотреть все спектакли по его произведениям. Вспомнился эпизод: я учил роль — а слова я запоминаю плохо — и попытался поменять слова местами. И понял: их нельзя переставлять, они подогнаны друг к другу, как кирпичики. Чехова люблю как раз за ажурность языка, за филигранность. Но самое главное, его вещи актуальны и сейчас, настолько они глубоки.

- У меня очень неоднозначное отношение к современной культуре. Должно пройти время, чтобы мы смогли оценить то, что происходит сейчас. Конечно, чувствуется влияние Запада. Причем практически во всём. Мне очень нравились наши старые фильмы, мультфильмы - они не учили плохому. Моя дочь как-то готовила доклад о влиянии игрушки на воспитание детей. И я обратил внимание, что наши старые игрушки очень отличались от того, что продаётся сейчас: какие-то маски, монстры. Но мы живём в современном мире, и уже невозможно отказаться от компьютеров, ноутбуков, телефонов и прочих гаджетов.

Так что именно к современной культуре отношение неоднозначное. Хотя я вовсе не ретроград. Я за флешмоб, потому что он интересен. Мне нравятся передачи, которые показывают по телевидению. И дети нынешние мне очень нравятся. Они другие, не похожи на нас. Мы жили в информационном вакууме, а они всё видят, всё слышат, всё впитывают. И не только хорошее, говорите? А мы, воспитанные русской культурой, на что? 

Источник: Свидетель