Проект «Россия говорит по-русски»

29 января 2015


Уважаемые коллеги!
По инициативе министра культуры Новосибирской области Кузина В.И. в Новосибирской области началась реализация проекта «Россия говорит по-русски (рабочее название – «Читаем наизусть»). Предлагаем Вам осуществить этот проект вместе.

Введение.
1. Языковая культура в настоящее время находится на невысоком уровне.
2. В России, в том числе в Новосибирской области, проводится множество замечательных мероприятий, направленных на повышение общественного внимания, интереса к русскому языку. Однако в общем течении жизни такие проекты остаются фрагментарными и радикально не изменяют ситуации.
3. Целенаправленно и массово основы языковой культуры формируются в системе образования. Ключевым звеном, при этом, по-прежнему остаются средние общеобразовательные школы.
4. Нынешний уровень языковой культуры – это и есть результат работы существующей системы образования. Изменения государственных стандартов, повышение заработной платы учителей не привели пока к серьезным изменениям в языковой культуре.
5. Можно ли что-то предпринять для качественного повышения уровня речевой культуры?
6. Ответ: есть средство – простое, эффективное, не требующее финансовых затрат.

Содержание проекта.
1. Приглашаем всех жителей России включиться в проект «Россия говорит по-русски» (или «Учим наизусть»). Суть его в том, чтобы 15-20 минут в день посвятить заучиванию наизусть лучших поэтических и прозаических текстов великих писателей и поэтов.
2. Особенно эффективным такой проект мог бы быть в общеобразовательных школах, где с 1 по 11 классы ежедневно проводилось бы 15-20-минутное занятие (в счет часов внеклассной работы, предусмотренных действующим образовательным стандартом), на котором школьники просто заучивают наизусть поэтические и прозаические произведения лучших отечественных писателей и поэтов.
3. Многократное повторение (при заучивании) приводит к усвоению языка на базовом, глубинном, бессознательном уровне, что, собственно, и образует языковую культуру. Формируются словарный запас, модели построения предложений, логика изложения и развития мысли и т.д.
4. Помимо формирования языковой культуры у таких занятий есть множество «побочных» положительных эффектов:
– развиваются интеллектуальные способности детей и взрослых (память, анализ информации, образное мышление, т.д.);
– часть детей полюбят литературу и, возможно, станут авторами, исследователями, учителями;
– часть жителей обнаружат способности к художественному чтению, к актерскому искусству.
4. В реализации проекта широко могут использоваться игровые, соревновательные формы, которые придадут ему живость и увлекательность.
5. Поскольку проект не требует от учителя наличия специальных знаний и навыков, он может успешно реализовываться теми учителями, которые работают в школе сегодня. Небольшая методическая работа требуется в вопросе отбора текстов и в разработке формах контроля.

Дополнение к проекту.

1. В школе 20-минутное занятие по речи может быть дополнено 20-минутными (ежедневными) просмотрами лучших произведений отечественной и мировой живописи. Задача – не рассказывать о живописи, а «просто» насматриваться.
2. Просмотр сопровождается звучанием академической музыки.
3. Таким образом, «ценой» одного урока в день мы через несколько лет воспитаем поколение детей, обладающих совершенно иной, нежели сегодня, языковой, музыкальной и художественной культурами.
4. Это «Дополнение к проекту» также не требует финансовых затрат и почти не требует методического сопровождения.