Столичное представление о деятельности музеев в 21 веке

19 марта 2014


14 марта в Москве проходила конференция «Музей в 21 веке», на которую мы с коллегой Наталией Шапенковой, заведующей экспозиционным отделом Бердского историко-художественного музея и отправились. Цель поездки: посмотреть и послушать. Задачи: выяснить, какое из новейшего музейного оборудования и новейших IT-программ «по карману» нашему городу; установить прямые контакты с производителями оборудования и разработчиками программ, чтобы в дальнейшем, минуя посредников, можно было оборудовать Бердский историко-художественный музей теми новинками, которые призваны повысить посещаемость музея. И общественным музеям нашего города такое оборудование и такие программы иметь неплохо бы… Решено: летим!

В конференции приняли участие многочисленные делегаты - сотрудники музеев российских городов. Перед слушателями выступили докладчики, каждый из которых раскрывал в своём докладе какую-нибудь «деталь», характеризующую деятельность музеев в условиях российской реальности.

Определенов Владимир Викторович, заместитель директора по информационным технологиям Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Москва) рассказал о мультимедиа-решениях в художественном музее, об опыте ГМИИ им. А.С.Пушкина. Владимир Викторович акцентировал внимание на том, что музеи как незыблемые институты культуры и просвещения, достаточно консервативные в своей основе, практически принудительно вовлекаются в глобальный процесс модернизации и развития информационных технологий, но делают это чрезвычайно тщательно и с ориентацией на далёкое будущее. Достижения IT-сферы музейщики стараются использовать для поддержания и развития основных направлений своей деятельности: для сохранения и изучения фондов, для привлечения новых посетителей и просветительских целей. В своём докладе Владимир Викторович кратко описал накопленный в ГМИИ им. А.С.Пушкина опыт по нескольким направлениям внедрения IT-технологий в повседневную деятельность музея.

Мееров Кирилл Александрович, заведующий отделом мультимедиа выставочных проектов Государственного исторического музея (Москва) поделился опытом мультимедиа-решений в историко-краеведческом музее, рассказал об опыте Государственного исторического музея. ГИМ является уникальным музеем не только по объёму и богатству коллекций (более 4 млн. единиц хранения), но и по масштабу выставочной деятельности (около 100 выставок в год)! Не удивительно, что в этот музей не зарастает народная тропа, ведь только за прошедший год в ГИМ прошли совершенно различные по жанру выставки:
- художественные: «Романовы. Портрет династии. Царский и великокняжеский портрет» и «Купеческий портрет», на которых в качестве мультимедиа решений были представлены информационная система описания изображенных на портретах персоналий, а также презентация по технологии создания дагерротипов; при этом оба мультимедиа продукта были вынесены за пределы самой экспозиции;
- классическая, историческая выставка «Романовы. Начало династии», на которой непосредственно в структуре экспозиции было представлено более 20 мультимедиа презентаций.

Основная особенность мультимедиа продуктов ГИМ – описание входящих в них экспонатов на основе единой информационной системы, использующей уникальные лингвистические средства. Своё истинное место и значение экспонат приобретает только после помещения его в систему многомерных «исторических координат» - HISTORICAL DIMENSIONS (HiDi).
Для полноценного размещения музейного предмета в координатах HiDi необходимо использовать:
- лингвистический аппарат базы данных;
- мультимедиа ресурсы, связанные с экспонатом;
- семантические связи предмета с другими экспонатами;
- информацию о месте экспоната на экспозиции.
Описание экспоната в системе исторического пространства представляет собой «этикетку», т.е. набор ключевых слов, распределённых по следующим «координатам» HiDi:
ФАКТОГРАФИЯ (характеристики предмета) – автор, предметный классификатор, материал, техника;
ОПОСРЕДОВАННЫЕ СВЯЗИ – события, персоналии с отмеченными для них значениями на шкале времени и географических картах;
ИКОНОГРАФИЯ – описание изображения на предмете (используется международный словарь-тезаурус Ф.Гарнье).

Кубасова Татьяна Сергеевна, заместитель директора по научно-исследовательской работе и Ионкина Вера Сергеевна, заведующая методическим отделом ГБУК «Государственный Дарвиновский музей» (Москва) рассказали об инновационных информационных технологиях в музее – поиске золотой середины. Доклад строился на описании опыта работы Государственного Дарвиновского музея. Дарвиновский музей последовательно внедряет современные технологии в музейную экспозицию с середины 90-х годов XX века. В 2014 году посетители Дарвиновского музея получили уникальную возможность пообщаться с ожившими и вышедшими из своих витрин экспонатами. Осуществить эту фантастическую задумку позволило использование технологии «дополненная реальность».

Воронина Екатерина Аркадьевна, научный сотрудник отдела научной экспертизы Государственной Третьяковской галереи (Москва) рассказала об опыте создания мультимедийной презентации «Флора и фауна в произведениях Михаила Нестерова». Данная мультимедийная презентация приоткрывает творческую лабораторию художника, расширяя и дополняя представление об экспонированных на выставке картинах. Подобные мультимедийные презентации – один из первых шагов в демонстрации научного материала для широкой аудитории.

Толстая Наталия Владимировна, президент НП АДИТ (Москва) рассказала о внешней экспертизе проектов и деятельности НП «Автоматизация деятельности музеев и информационных технологий». Некоммерческое партнёрство АДИТ существует с 1996 года. Это сообщество профессионалов музейного дела и информационных технологий, музейных сотрудников и руководителей музеев, которые считают информационные технологии важным элементом современного музея. АДИТ проводит ежегодные международные научно-практические конференции в различных регионах России. Формат «кочующей» конференции позволяет членам АДИТ и участникам конференций ближе, на месте познакомиться с состоянием дел в сфере музейного IT в российских регионах, а сотрудникам местных музеев – получить консультации ведущих специалистов, найти современные решения собственных проблем и увидеть свою деятельность в контексте того, что происходит в музейном IT в России и мире. В сферу интересов АДИТ попадают не только музейные проблемы, но и положение библиотек и архивов. Следующая конференция АДИТ пройдёт в Выборге с 20 по 24 мая 2014 года. Партнёром организации этой конференции выступает Музейное агентство Ленинградской области.

Лагутин Антон Борисович, заведующий сектором информатизации музейных программ Государственного музея-заповедника «Царицыно» (Москва) рассказал о музейных веб-проектах: постановке глобальных вопросов. Около 20 лет назад в интернете появились первые сайты отечественных музеев, и тогда это было прорывом, сверхинновацией, работой на будущее. Именно на будущее, так как аудитория российского сегмента тогда исчислялась единицами процентов пользователей интернета. Но через каких-то 5 лет – в первой половине 2000-х годов – специалисты уже заговорили о качестве и типологии музейных сайтов. Пользователь уже хотел получать не просто информацию, он хотел получать красивый интерфейс. Тогда-то и появились первые веб-студии, работающие с музеями. Тогда же начались бурные споры о том, кто и как должен создавать музейное представительство в интернете, какую информацию – вербальную и не вербальную – должно транслировать пользователю это представительство. Стратегически приходится констатировать, что музейные сайты, как и 10 или 15 лет назад, не превратились в серьёзные маркетинговые инструменты, а остаются внешними настройками, необходимость которых плохо осознана самими работниками музеев.

Николаева Татьяна Юрьевна, заведующая сектором мультимедиа и интернет проектов Государственной Третьяковской галереи (Москва) поделилась своим видением об основных задачах размещения информации о деятельности музея в социальных сетях. Татьяна Юрьевна коротко познакомила участников конференции с основными целями и задачами, которые преследуют музеи в социальных сетях:
- просветительская деятельность;
- популяризация тематики и роли музея;
- возможность предоставить дополнительную информацию;
- расширение форм общения;
- получение обратной связи;
- сбор статистических данных;
- привлечение внимания к музею, продвижение бренда;
- привлечение внимания к конкретным событиям в музее;
- мотивация к посещению музея;
- увеличение посещаемости музея и его сайта.
При этом, если внимательно посмотреть на список снизу вверх, мы заметим, что «верхние» задачи проявляются в социальных сетях куда менее активно, чем «нижние». Между тем, именно «верхние» - это главные задачи музея, его миссия. Тем не менее, маркетинг всё активнее входит в жизнь музеев, а музеи развиваются вместе с социальными сетями, в том же направлении.

Дмитрий Остроглядов, генеральный продюсер компании «Полдень» рассказал о концепции современного музея. С этим выступающим согласились все, ведь современный музей должен соответствовать современному миру. Несмотря на то, что он, в первую очередь, хранилище важных для истории предметов, он также является катализатором внедрения информации в общество. И способы подачи информации должны соответствовать окружающему нас миру. Также Дмитрий Остроглядов рассказал об опыте создания мультимедийного центра в Русском музее. Русский музей сегодня – это уникальное хранилище ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России! Проект «Русский музей: виртуальный филиал» реализуется Русским музеем с 2003 года. Целью создания данного мультимедийного центра в рамках этого проекта стало приобщение широкой зрительской аудитории к ценностям российской культуры.

Иванов Владимир Михайлович, заведующий кафедрой «Инженерная графика и дизайн» и Холина Анна Александровна, доцент кафедры «Инженерная графика и дизайн» Санкт-Петербургского Политехнического Университета (Санкт-Петербург) рассказали об информационных технологиях в музейном пространстве, об опыте собственной работы по данной теме. В 2012 году к 300-летию Дворцово-паркового ансамбля г. Ораниенбаум специалистами кафедры эти технологии применялись в мультимедийной экспозиции для Большого Меншиковского дворца: мультимедийное сопровождение экспозиции «Ожившая археология» предполагало воссоздание археологических объектов на основе сохранившихся частей и исторических свидетельств средствами трёхмерной графики и анимации. Проект включал 10 археологических объектов, облик и окружение которых необходимо было смоделировать, показав связь между фрагментами, исходными объектами и историческими интерьерами, в которых они находились.

Алексей Сайкин, ведущий специалист отдела проектов компании JC Group рассказал о проекционной технике как основе для визуального современного представления. Зачастую сложный технический язык отпугивает и не даёт представить полной картины того, что в итоге будет задействовано в проекте, как это будет работать и как всем этим управлять без помощи тех, кто внедряет IT-технологии и IT-проекты в жизнь музеев. Специалисты же объясняют работникам музея прописные истины: у страха глаза велики; глаза боятся – руки делают. Другими словами, для того, чтобы повысить посещаемость музеев, необходимо идти в ногу со временем, а не оставаться в том времени, когда музей был открыт.

Черняков Евгений Леонидович, генеральный директор компании JC Group объяснил основы использования современных технологий виртуальной и дополненной реальности как один из перспективных инструментов для реализации интерактивной экспозиции. Предлагаемые проекты стирают языковые и интернациональные барьеры, экспозиции могут транслироваться в любой точке планеты через современные каналы связи.

Тарабаров Сергей Дмитриевич, культуролог, консультант по управлению, развитию и общественным связям в сфере культуры и искусства Общественного фонда наивного искусства «Остров Тарабаров» (Москва) говорил о музее как сокровищнице, организаторе досуга и визуальной среде, а также о концептуальных подходах. Сергей Дмитриевич подчеркнул, что большинство определений слова музей сводится к тому, что музей – это публичное некоммерческое учреждение культуры (бюджетная организация), занимающееся отбором, хранением, изучением и репрезентацией памятников науки, истории и культуры в просветительских, образовательных и воспитательных целях, в первую очередь, путём организации экспозиции музейных предметов. Существуют разные подходы к типологии и классификации музеев, например, по типам: научно-просветительские, исследовательские и т.п., или по профилю: исторический, литературный и т.п. Автор предлагает другой подход к концепции музея, выделяя три основных типа музеев: сокровищница, организатор досуга, визуальная среда.

Сурикова Алла Ильинична, кинорежиссёр, сценарист, народная артистка России, преподаватель Московского Института Телевидения и Радиовещания «Останкино» говорила с участниками конференции о том, что о музеях можно и нужно снимать кино. Музеи российской глубинки, по мнению Аллы Суриковой, это не просто центры культуры в малых и средних городах России, это не просто собиратели и хранители истории культуры и литературы. Музеи российской глубинки, по мнению Аллы Ильиничны, это коллективы заинтересованных людей, которые ведут большую интерактивную работу с посетителями музея, что особенно важно, музейщики проводят огромную работу с молодёжью.

Фильмы, которые Алла Сурикова снимает со своими студентами о российских музеях, делают то, о чём писал Некрасов: сеют разумное, доброе, вечное. Об этом говорят и многочисленные отзывы зрителей, и премии, которые эти фильмы получают (Премия Правительства РФ, премия Страна, премия фестиваля «Северное сияние», премия фестиваля «Сталкер», премия МКФ в Санкт-Петербурге).

В этих фильмах Алла Сурикова и её воспитанники не просто показывают экспозиции провинциальных музеев, но и рассказывают о том, как музеи интегрированы в жизнь социума, рассказывают о людях–подвижниках, которые собирают и сохраняют нашу культуру. Фильмы данного цикла поднимают авторитет провинциальных музее – как очагов Российской культуры, которые сберегают и продвигают её. Это уникальный проект, который вот уже 10 лет реализуется студией «Позитив-фильм» при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Министерства культуры РФ.

На сегодняшний день сняты 79 26-минутных фильмов. Их география охватывает пространство от Балтийского моря до Дальнего Востока, от Вельска до Астрахани. Одно из главных достоинств цикла, по утверждению ГТРК «Культура», в том, что среди огромного количества современного агрессивного телеэфира эти фильмы высоконравственны и вселяют веру в Добро, Созидательность, Справедливость.

Алёна Сокольникова, к.п.н., доцент, руководитель выставочного отдела Московского музея дизайна (Москва) рассказала участникам конференции о методах расширения сферы деятельности и аудитории музея на примере Московского музея дизайна, который открылся всего 2 года назад, в 2012 году. Методами расширения сферы деятельности и аудитории Алёна Сокольникова предлагает считать следующие:
- организация выставочной деятельности на нескольких площадках;
- учёт особенностей национальной культуры и традиций при подготовке выставок для экспонирования в других странах и регионах;
- концепция и этапы подготовки мобильного зала музея в автобусе;
- подготовка мультимедийного контента для выставочной экспозиции;
- проведение образовательной и экскурсионной программы с учётом интересов различных целевых аудиторий.

Лузгин Сергей Александрович, эксперт по адаптации детей с нарушением слуха и речи (сам инвалид по слуху) поделился с участниками конференции своим видением технических решений в организации доступности экскурсий в музеях для людей с нарушенным слухом. Сергей Александрович обратил внимание на то, что в последнее время в Российской Федерации уделяется особое внимание проблемам реабилитации средствами культуры и искусства всех людей с ограничениями здоровья. Однако существует одна категория инвалидов, которых очень сложно определить визуально: они нормально ходят, нормально видят, но у них нарушена одна из самых важных социальных функций: возможность общения с людьми. Речь идёт о людях с нарушенным слухом. В настоящее время известно несколько способов решения проблемы доступности экспозиций музеев для таких людей: субтитры на мониторах экспозиции, оснащение помещений индукционной петлёй, использование услуг сурдопереводчика. Однако эти решения не всегда полностью решают проблему. Но есть оригинальное техническое решение: беспроводная экскурсиорнная система «УНИТОН-ФМ-Э», которая позволяет посетителю с нарушенным слухом использовать любую комбинацию технических средств (слуховой аппарат, мощные наушники, электронный планшет, который преобразует в масштабе реального времени речь экскурсовода, в печатный текст на своём экране), чтобы уверенно воспринимать речевую информацию от экскурсовода как во время индивидуальной экскурсии, так и в составе обычной группы экскурсантов. В музее одновременно могут работать, не мешая друг другу, более 10 таких систем.

Участники прошедшей конференции «Музей в 21 веке»:
1. Астраханская картинная галерея и её филиалы – детям и юношеству.
2. МБУ «Бердский историко-художественный музей».
3. Воронежский областной литературный музей им. И.С.Никитина.
4. ОГБУК «Музей природы Костромской области».
5. Музей города Новосибирска.
6. Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т.Калашникова (г. Ижевск).
7. Музей ОАО «ВНИИГ им. Б.Е.Веденеева.
8. Музей Константина Васильева.
9. ГБУК Республики Татарстан Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск».
10. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ямальский районный музей».
11. Мемориальный комплекс Славы им. А.А.Кадырова (Грозный, Чеченская республика).
12. Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».
13. Музей истории города Иркутска им. А.М.Сибирякова.
14. ГАУК «Государственный музей-заповедник С.А.Есенина».
15. Музей русского импрессионизма.
16. Политехнический музей.
17. Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».
18. Ковровский историко-мемориальный музей.
19. Музей казачества в «Парке Дракино».
20. Иркутский областной краеведческий музей.
21. Муниципальное казённое учреждение культуры «Дом-музей поэта В.Ф.Бокова».
22. Приморская государственная картинная галерея.
23. Муниципальное казённое учреждение культуры администрации старооскольского городского округа «Старооскольский художественный музей».
24. Томский областной художественный музей.
25. Музей «Фридландские ворота» (Калининград).
26. Щёлковский историко-краеведческий музей.
27. МБУК Историко-художественный музей (Семёнов, Нижегородская область): музейно-исторический комплекс «Золотая хохлома», музей народного быта «Дом Семёна ложкаря».

Отчёт подготовила Людмила Ковенко, ведущий специалист по сохранению историко-культурного наследия МКУ «Отдел культуры г. Бердска» kovenko@yandex.ru