Творческий проект: мастер-классы – по пятницам

7 Октября 2013


Разнотравье женской души.

Мастер-класс Ирины Рязанцевой по изготовлению традиционной народной куклы прошёл в отделе культуры 4 октября.

Ирина Борисовна – воспитатель – невероятно талантливый воспитатель! - детского сада, поэтому умение делать куколок и объяснять деткам, когда именно и для чего именно эти куколки изготавливались в старину – её профессиональный «конёк». Изготовлением традиционной народной обережной куклы Ирина Борисовна начала заниматься чуть больше пяти лет назад, о чём она с сожалением рассказала участницам мастер-класса и объяснила, на чём основывается её сожаление:

- Мои собственные дети выросли без тех – очень нужных! - знаний и умений, которые каждый человек получает при изготовлении обережных куколок. Чем раньше ты получил эти знания и умения, тем проще, легче и лучше тебе живётся. Впрочем, никогда и никому не поздно начинать жить «с чистого листа». Мой личный пример – отличное тому подтверждение.

Участницы мастер-класса решили проверить на себе, что же в их жизни изменится, если им, собравшимся за круглым столом, чтобы смастерить обережную куколку, от 16 лет до возраста удивительно красивого «бабьего лета».

Совершенно неожиданно кукольных дел мастерица Ирина Рязанцева предложила изменить тему мастер-класса и вместо куклы «Кукушки» сделать куклу «Кубышку» или «Травницу». Участницы мастер-класса терпеливо принялись за работу… И только после того, как пышнотелая красотка, олицетворяющая женское здоровье, была готова, мастерица объяснила, почему она решила поменять тему мастер-класса.

Кукла «Кукушка» - это ритуальное (обрядовое) изделие. В старину женщины делали её в строго определённые дни, а после изготовления предавали земле (закапывали). Осень - не самое подходящее время для изготовления куклы «Кукушки», её обычно делали по весне.  Эта народная традиция уходит корнями в далёкое славянское – языческое – прошлое. С некоторыми отголосками этой традиции мы знакомы по празднику Масленица, когда специально сделанную красивую куклу, олицетворяющую зиму, предают огню (сжигают на костре). В русских народных традициях есть несколько вариантов, как избавиться от прошлого, чтобы легко чувствовать себя в настоящем и налегке же идти в будущее: предать огню – сжечь на костре, предать земле – закопать, предать воде – бросить в воду, утопить. Считалось, что вместе с куклой, уничтоженной любым из этих способов, женщина, сделавшая эту куклу, избавляется от всего того, что ей не нужно. Раньше так и приговаривали: «Как кукла сгорит – так и беды отступят», «Как кукла сгниёт (в земле или в воде) – так и проблемы уйдут». Понятно, что таким образом наши предки «запасались терпением» и настраивались на то, что беды сами собой не отступают, проблемы сами собой не решаются. Для того,  чтобы начать жить так, как тебе хочется жить, человек должен принять решение и начать что-то делать для достижения поставленной цели, двигаясь исключительно в выбранном направлении, не отвлекаясь ни на собственные сиюминутные желания, ни на то, «что люди скажут».

А вот для изготовления куклы «Травницы» осень – самое подходящее время. Собранные и высушенные «для женского здоровья» травы источают свои целебные ароматы и в любой момент готовы отдать свои «целительные силы» мастерице, изготовившей куклу «Травницу». Основа этой куклы – не что иное, как полотняный мешочек с сухими травами, из которых её обладательница в случае необходимости (если вдруг, не дай Бог, прихворнула)  может заварить чай и одолеть привязавшуюся хворь-лихоманку.

- Если вы знакомы с гомеопатией, - объяснила Ирина Борисовна участницам мастер-класса, - то вы знаете, что это очень эффективное лечение, хотя лекарственные травы в данном случае используются в микродозах. Главное «напомнить» организму, как он должен работать, постепенно понижая дозу лекарственных трав до минимальной «крошечки» («крупиночки»). В итоге получается, что организм может «вспомнить» о правильном режиме работы даже от запаха тех лекарственных трав, которые закладываются в куклу «Кубышку» или «Травницу».

У народных куколок вообще очень утилитарная цель: сохранить и украсить. В тряпичных куколках наши предки хранили весь семейной фонд до следующей посевной, этих куколок так и называли «Горошинка», «Крупеничка» или «Зерновушка», в зависимости от того, какие именно семена хранились в холщовом мешочке, из которого изготавливали куколку. Не случайно же добротным и уютным считался тот дом, в котором было много разных куколок: в одних хранили различные семена, в других - как в случае с куклой «Травницей» – душистые травы. Согласитесь, что в доме, в котором витают густые ароматы медовых луговых трав, и жизнь течёт свободно и вольно, наполняя обитателей дома крепким здоровьем и хорошим настроением.

После завершения работы над куклой «Травницей» участницы мастер-класса удивлённо переглянулись: поразительно, что материалы для изготовления куклы были предоставлены одни и те же, но куклы получились совершенно разные! Мало того, все куколки чем-то отдалённо напоминали своих «хозяек». И тут Ирина Борисовна выдала ещё один «женско-кукольный секрет», над которым – ох, уж этот жизненный опыт! - все мы дружно посмеялись:

- Когда я училась изготавливать обережных кукол, - рассказала Ирина Рязанцева, -  мы делали куклу Фрол. Это кукла тайная. Её не выставляли на всеобщее обозрение. Такую куклу девушка делала и убирала её в сундук со своим приданым. Тайна этой куклы в том, что она двусторонняя: с одной стороны смотришь на куклу – это юноша, смотришь с другой – девушка. Помните про то, что каждый ищет свою половинку, а муж и жена – это одно целое? Так и кукла  Фрол. Раньше был такой обычай – смотрины приданого. Иногда родители или родственники жениха могли «завернуть» (отменить) свадьбу или отложить её на некоторое время, если они не видели в сундуке у невесты кукол. Считалось, если девушка не играет в куклы, не делает кукол, значит, с ней что-то не так: или ей Бог деток не даст, или она будет плохой матерью. Поэтому, если кукол в сундуке у невесты нет, это всех настораживало. И такую куклу-Фрола девушка делала как пожелание - образ, каким она видит своего жениха. Это своеобразная заявка миру: «А подайте-ка, мне жениха вот такого!» Так вот, когда мы на мастер-классе сделали каждая своего Фрола, взглянули на готовых кукол и… засмеялись: у каждой женщины кукольный Фрол был, как две капли воды, похож на её собственного мужа или любимого мужчину!

… Вот и не верь после этого словам простенькой песенки: «Я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила».

Людмила Ковенко, фото автора