«Артания» в Бердске: день третий – мастера раскрывают секреты
18 июля 2013Прописные истины «Артании»: мастерства без секретов не бывает; у каждого мастера свои тайны.
Бердская кукольных дел мастерица Ирина Рязанцева работает в детском саду.
- Всё, что я знаю и умею, - говорит Ирина Борисовна, - я рассказываю и показываю детям. И не только детям, но и коллегам-сотрудникам. И каждое родительское собрание заканчивается тем, что мы в заключение делаем какую-нибудь куколку. И родители рады, и детям нравится, и коллеги с удовольствием этими знаниями пользуются. Здесь есть поделки, выполненные руками детей. Я их специально выставила на всеобщее обозрение, потому что на ярмарках ко мне часто подходят коллеги, спрашивают, что и как, а я им показываю, что эти, эти или эти куклы – конкретно детские работы. Это то, что могут делать своими ручками мои ребятишки в группе.
- А какой возраст у ваших воспитанников?
- Разный. Вот кукла, которая называется отдарок на подарок, её прекрасно делают даже трёхлеточки. То есть, делая такую куклу и даря её, ребёнок благодарит, когда получает что-то желаемое. Например, дети постарше благодарят родителей: «Спасибо маменьке и папеньке, что на ноги поставили». Вот такой смысл вкладывается в эту куклу.
- А заодно ребёнок учится говорить хорошие слова, благодарить? Это сегодня, действительно, стало большой редкостью. А что это вы младенцев пеленать вздумали? Это что за кукла такая?
- Так и есть, это кукла-младенчик, кукла-пеленашка. Такую куклу делала женщина, когда чувствовала приближение родов. Ответственный момент! Причём, целых семь штук она делала. Каждую куколку нужно было шесть раз запеленать и распеленать, только на седьмой раз куклу можно было запеленать окончательно и считать работу выполненной, а куклу готовой. То есть 49 раз женщина должна была запеленать куклу-младенчика, только после этого она готова была пеленать собственного дитятю. Почему семь раз одну куклу нужно было пеленать? Потому что семёрку считали и многие до сих пор считают магическим или сакральным числом. Раньше женщины на Руси считали, что куклы-пеленашки очищают и согревают колыбельку малыша. А когда малыш уже в колыбельке, такая куколка вкладывается ему в ладошечку как оберег и как первый тренажёр. Ребёнок куколку в ручках сжимает, пальчики и вообще всю ручку тренирует. Такую же куклу подкладывали невесте во время свадьбы, чтобы молодые не забыли, зачем поженились: чтобы жизнь на земле не закончилась, чтобы детки были. У меня клиентка в прошлом году купила вот такую куклу, а сегодня подошла и говорит: «Помните, я у вас в прошлом году купила вот такую куклу? Так у меня в этом году внук родился!»
- А что это за кукла? Я смотрю, ту семеро по лавкам да все за материнский подол держатся.
- Это кукла с куклятами. Посмотрите, у неё даже рук нет. Без рук и без ног, а цела. Не случайно говорится про эту куклу. У матери на всех детей рук может не хватать, но всё равно каждому ребёнку достанется и любви, и тепла, и заботы.
Я всем рассказываю, что эти куклы - не обереги. Обереги делаются конкретному человеку с конкретным пожеланием. Нужно создать специальные условия, чтобы оберег получился и «работал». Тем не менее, мои куколки помогают и работают. Потому что свои помыслы и желания нужно озвучить! Скажите о том, чего желаете, вслух, тогда мысли и кукла соединятся в один мыслеобраз, тогда ваше желание исполнится. Это многими поколениями проверенная техника исполнения желаний. Наши мысли действительно материальны.
Кукла-десятиручка - она достаточно простая. Это осенняя кукла. Когда заканчивались полевые работы, женщина могла позволить себе заняться более приятными делами – рукоделием, например. А 10 рук у этой куклы, чтобы женщина всё успевала. Как правило, в октябре делали и дарили куклу-шестиручку. А десятиручку делали и в некоторых районах дарили невесте, потому что у невесты много хлопот перед свадьбой: и то надо успеть, и другое, и пятое, и десятое. И обязательно одна ручка делалась для того, чтобы женщина не забывала позаботиться о самой себе, о своём внешнем виде, о своей красоте. Женщина каждой руке этой куклы-десятиручки давала задание: эта ручка прядёт, эта вяжет, эта ткёт, эта хозяйством управляет, эта с огородом управляется, эта за мужем смотрит, эта деток воспитывает, а эта за мной, любимой ухаживает.
- Удивительно, ничего с тех пор, как эту куклу придумали, не изменилось. А это что за кукла?
- Это кукла-Фрол. Кукла тайная. Её не выставляли на всеобщее обозрение. Такую куклу делала девушка и убирала её в сундук со своим приданым. Тайна этой куклы в том, что она двусторонняя: с одной стороны смотришь на куклу – это юноша, смотришь с другой – девушка. Помните про то, каждый ищет свою половинку, а муж и жена – это одно целое, так и эта кукла. Раньше был такой обычай – смотрины приданого. Иногда родители или родственники жениха могли завернуть (отменить) свадьбу или отложить её на некоторое время, если они не видели в сундуке у невесты кукол. Считалось, если девушка не играет в куклы, не делает кукол, значит, с ней что-то не так: или ей Бог деток не даст, или она будет плохой матерью. Поэтому, если кукол в сундуке у невесты нет, это всех настораживало. И такую куклу-Фрола девушка делала как пожелание - образ, каким она видит своего жениха. Это своеобразная заявка миру: «А подайте-ка, мне жениха вот такого!» Самый видный жених на селе – кузнец. Ведь даже в лихую годину он всегда будет с работой, а значит, сможет прокормить всю свою семью. Кому лошадь подковать, кому домашний инструмент отремонтировать. Кузнец без работы никогда не останется. Поэтому куклу-Фрола часто делали в кожаном фартуке, чтобы показать принадлежность желаемого жениха к этой всегда нужной профессии.
Посмотрите на этих куколок. Это кузнецы Козьма и Демьян, два брата-близнеца. Они покровители мужского рукоделия. И покровители семьи, потому что они два брата, потому что ои живут под одной крышей. Видите, как сделана эта кукла? Можно повесить на гвоздик на этой верёвочке, получится, что над Козьмой и Демьяном она крыша. И посмотрите, как они сделаны: одна рука на двоих, но у каждого из них по две руки. Мало того, что они сами ремесленники, так они ещё куют и кольца новобрачным, и тот самый замок, который символически смыкает воедино судьбы двух любящих людей. Как к этому пришли? Заметили, что в некоторых захоронениях есть закрытые замки без ключей. После долгих исследований определили, что был такой обычай. Поговорили со старыми-престарыми бабушками по глухим деревням и выяснили, что замок действительно смыкали, чтобы соединить судьбы двух людей – мужа и жены, а замки бросали в реку, чтобы их никто не нашёл и не открыл закрытый замок, который выковали для мужа и жены Козьма и Демьян. И ещё у них есть берестяной свиток, как у покровителей учащихся, потому что осенью, в день празднования их памяти уже заканчивались полевые работы, детские ручки высвобождались из тяжёлого крестьянского труда, и детишек можно было на зиму отправить учиться.
Самый первый мастер-класс на «Артании» я провела по изготовлению куклы Аграфены-купальницы. Во-первых, эта кукла делается на палочке из реки, обкатанная рекой: откуда кукла пришла - туда и ушла. Это кукла-однодневка. Её собирали и потом украшали. Если кукла была побольше – украшали лентами. У меня кукла поменьше – я украсила её разноцветными шерстяными нитками. И когда завязывали на такой кукле нитки (ленты), вспоминали весь негатив, который произошёл за год.
В древнем славянском календаре четыре времени года и четыре момента, когда делали кукол: зимой – Коляда, весной – Масленица, летом – Иван-Купала, осенью – Параскева. И вот наши предки организовывали большие общинные костры, возле которых проводили определённые обряды. Масленицу сжигали. На Коляду и на Ивана-Купалу прыгали через костёр, считая, что огонь очищает. На Ивана-Купала по реке пускали венки. На Параскеву тоже шли «от жинки до жинки», тоже жгли костры. И вот три канала – закопать в землю, пустить по воде или сжечь на костре - чтобы очиститься от негатива. Так поступали наши предки: делают куклу, а начинают её украшать, завязывать ленты, вспоминают весь негатив, а потом избавляются от него, сжигая куклу или пуская её по воде. Избавлялись от куклы, приговаривая: «Как кукла исчезнет, так и всё плохое уйдёт». Мы знаем, что всё проходит, и это пройдёт. Но, делая куклу, человек, во-первых, даёт сам себе установку, во-вторых, чуть-чуть поторапливает события.
- То есть делает человек куклу и думает, что ему нужно, а что – нет? Сначала проанализировал - потом от ненужного избавляется?
- Да. Это логично. Зачем тащить с собой в будущее то, что тебе уже не нужно? А вот моя собственная композиция из кукол. Я её нигде не видела, сама придумала и назвала Новый урожай. Вот цепочка - символически это цеп, которым молотили зерно. А вот лопата для провеивания зерна после того, как его обмолотили. А вот и куклы. Все они куклы-зернушки. Можно их так назвать. Отборный фонд, семенное зерно бережно хранили, за ним внимательно смотрели. Зачастую хранили его в «красном» углу. И можно было оформить этот угол такой вот куколкой. Делается она из мешковины. Основа куколки – мешочек для хранения зерна. Вот куколка-зернушка, в которой овёс. А вот куколка-крупеничка, здесь крупа – гречиха. А это куколка-горошинка, в ней горох. Вот так семенной фонд по разным куколкам раскладывали и берегли до посевной.
- А это что за кукла?
- Это кукла с куклятами, которую вы назвали «семеро по лавкам». А вокруг неё хоровод. Это детская работа. Видите, какие они «тёплые»? А вот эта куколка мне особенно дорога. Я вчера проводила мастер-класс, а сегодня ко мне пришла девочка и принесла эту куклу. Я думала, она пришла показать, какую куклу она сделала уже после мастер-класса своими руками и без подсказок, и без моей помощи. А она, оказывается, смастерила её мне в подарок и пришла поблагодарить, сказать спасибо за то, что я научила её делать таких замечательных куколок. Девочка была под таким сильным впечатлением от того, что я рассказывала о куклах на мастер-классе, что ей захотелось сделать эту куклу.
Кукла-травница - очень хорошая игрушка. Её ещё называют кукла-кубышка. Очень душистая кукла. Её набивают травой. Откуда пошла гомеопатия? Как раз отсюда, от этой куколки. Сначала бабушка-знахарка лечила хворого травами. Потом давала выздоравливающему мешочек с теми травами, которыми она его лечила, чтобы человек, если ему вдруг станет плохо, если болячка снова обострится, достал эту куколку, подышал ароматами трав, в неё набитых, и маленькая частичка «целебной» травы «напомнила» организму, дала толчок к выздоровлению.
А вот эта кукла для свадебного каравая. Называется она «мировое дерево» и «роща». Втыкали эту куколку в готовый каравай. Каравай съедали. Долго его хранили, по маленьким частичкам между всеми членами семьи его делили. А саму куклу после свадьбы хранили всю жизнь.
А вот какая славная семейная парочка: две куклы объединены в одну семью, держатся за руки и живут под одной крышей. Можно сюда подвесить кисточки, они будут символически обозначать детей. Это как заявка молодой семье: одна кисточка – один ребёнок, две кисточки - два ребёнка, сколько кисточек – столько и детей желали.
А вот, посмотрите, узелковая кукла. Я таких куколок делаю малышам из их носовых платочков, чтобы они не плакали. Они приходят в садик такие маленькие! Их так жалко, когда они плакать начинают! Делаешь им из носового платочка куколку, они заинтересовываются, забывают про слёзы, отвлекаются… Вот и выполнила куколка свою функцию! Если ребёнок приходит в садик с куклёшкой, он её из рук не выпускает.
И вот замечательная кукла. Она называется кукла-помощница. Обратите внимание, у всех кукол лиц нет, а у неё есть. Мама шила шестилетней девочке вот такой мешочек с ручками и ножками и отдавала недошитую куколку дочери. Дальше девочка сама шила одёжку для куклы, наряжала её, играла ею. Почему эту куклу назвали помощницей? Да потому что эта кукла шилась «по горшку», «по чугунку»: вот столько (мама сажала куклу на дно чугунка и показывала дочери) насыпать крупы, а вот столько (мама ставила куклу на ножки на дно чугунка) налить воды, чтобы сварилась вкусная рассыпчатая каша для всей семьи.
- Так вот как учили готовить!
- Да, чтобы девочка в куклу играла, а дело не забывала. И вот замечательная кукла. Называлась она мокрида или мокридина. Когда шёл проливной дождь и люди боялись, что испортится урожай, они делали вот такую куклу. Начинали с маленькой. Если маленькая не помогала , её закапывали в землю и делали такую же куклу, но побольше. И делали так, пока дождь не прекратится. Полосатая ткань в одежде куклы – это потоки воды, большие круги – лужи, маленькие крапинки – дождь. Мешковина – ждут урожай, желают, чтобы он не погиб. Вот такая смысловая нагрузка у этой куклы.
- А что вы рассказывали девочкам про какую-то куклу-мышку?
- Куклу-мышку ещё назвали женским счастьем или женской сутью. Как мышка может жить везде, так и женщина – такое существо, которое может ко всему приспособиться. Но мышка возьмёт крошки с ладони не у каждого, а только у того, кто к ней с добром и лаской. Точно так же и женщина: выдали замуж – живёт, другое дело – как живёт. Пойдёт мужчина к ней с добром – и она растрогается и окружит его любовью и добротой, заботой и лаской. А не случится от мужчины добра… - ну, что ж, женщина-мышка будет жить в одном доме с этим мужчиной, но близко к нему подходить не станет, будет мышкой мимо него шмыгать, стараясь лишний раз ему на глаза не попадаться.
А вот хорошая кукла для воспитания из мальчиков мужчин – Семён-столпник. 14 сентября – его день. Есть такой святой. По народному календарю в семёнов день мальчика сажали на коня. Его ещё называли Семён-лошадник. До этого периода все дети были «робяты», «дитятки», то есть дети были как бы «бесполые», все ходили в длинных рубашонках, никак было не различить, кто мальчик, а кто девочка. А вот когда мальчика сажали на коня, тогда на него надевали порты. А у девочек в этом возрасте был обряд заплетания косы. К этому возрасту девочка должна была продемонстрировать, что косу она сама уже умеет заплетать. Распущенные волосы – это связь с космосом (отсюда и косметика). Помните, в сказках говорится, как Бабу Ягу хоронят? Баба Яга – это умершая женщина. А почему она косматая? Не потому что она всклокочена, а потому что перед смертью косы размотаны. Мы в этот мир приходим с распущенными волосами, потому что рождаемся мы слабыми, нам нужна космическая поддержка. Вот почему маленькие девочки ходят незаплетёнными. А дальше наши предки – насколько мудры! – объясняли, кому как надо заплетать косы. Я раньше видела, что некоторые мамы заплетают все-все-все волосы в косичку, а на самом конце косички завязывают бантик. Оказывается, по тому, как заплетена коса, можно было статус ребёнка определить, узнать, из какой семьи девочка. Если ребёнок «простоволосый», то он ещё нуждается в космической поддержке. Как только ребёнок окреп, тут уже и мальчикам порты одевают, и девочкам косы плетут. И если коса заплетена до последней волосиночки – значит, ребёнок жив-здоров и родители могут обеспечить всё, что этому ребёнку нужно, то есть этот ребёнок не нуждается в поддержке высших сил. А вот если коса заплетена наполовину - все знали, что это ребёнок-сирота и не смей его обидеть!
А вот весенний хоровод из 12-ти кукол. Это как пожелание здоровья на весь год. Славяне считали, что были такие зловредные сущности – лихоманки, которые могли привязаться к человеку и смотреть, чем бы ему навредить. Весной, когда обычно начинается авитаминоз, у наших предков было такое выражение: «Не спи после обеда, приспишь «кумуху», то есть начнётся болезнь, заболеешь. Вот 12 лихоманок, а их старшая сестра - «кумуха» - самая старшая лихоманка, самая страшная болезнь. При помощи этих кукол люди пытались оздоровиться. Иногда их делали 12 в гирлянде, а иногда все 12 стояли на припечке. Начался, допустим, у ребёнка жар, мать к одной лихоманке обращается: «Оставь моего ребёнка в покое, иначе пойдёшь в огонь». Ребёнок не выздоравливал – куклу бросали в огонь, сжигали в печи. Делали следующую куклу и снова к ней обращались с той же просьбой. А иногда выходили на крыльцо, бросали с него куклу и приговаривали: «Приходи вчера». Образовательный уровень куклы был чрезвычайно низкий, пока кукла соображала, когда это – вчера, ребёнок (и вообще любой другой родственник) уже успевал выздороветь.
- Кто-то скажет: «Хитрость»…
- А кто-то кажет: «Мудрость народная, веками проверенная». Век живи – век учись.
Кукольных дел мастерица Ирина Рязанцева проводит мастер-классы по изготовлению традиционных славянских кукол каждый день работы фестиваля «Артания» на площади Горького – до 25 июля.
Людмила Ковенко, фото автора