Бердская пианистка провела расследование и ликвидировала белые пятна в истории

10 апреля 2016

В бердской детской музыкальной школе не только учат детей музыке, но и занимаются научно-исследовательской деятельностью. А в результате практически детективного расследования, проведенного Людмилой Андреевой, преподавателем по классу фортепиано, удалось стереть часть белых пятен с биографии композитора, имя которого носит БДМШ.

Тысячи телефонных звонков, десятки запросов в архивы, сотни газеты военного времени, поиск очевидцев и.. даже выезд на место событий. Исследовательская работа поглотила преподавателя музыки, а ее итог внес серьёзный вклад в российское искусствоведение.

Недавно в музыкальную школу пришла благодарность из Государственного института искусствознания в адрес Людмилы Андреевой «за ощутимый вклад в создание информационной среды о творческом наследии Георгия Свиридова, а также в формирование фундаментальных научных представлений о путях развития русской музыки XX столетия».


Накануне нового года Людмила Андреева приняла участие в международной научной межотраслевой конференции «И дышат почва и судьба». Жизнь и творчество Г.В. Свиридова в контексте русской и мировой культуры. К 100-летию со дня рождения композитора. Бердчанка выступила с докладом «Свиридов в Сибири». На конференции, наряду с представителями российского музыкального сообщества, выступали представители Великобритании, Германии, Шотландии.

Бердская музыкальная школа носит имя русского и советского композитора Георгия Свиридова, а потому в один своих визитов в нашу музыкалку Александр Белоненко, племянник композитора и хранитель его музыкального наследия, выразил пожелания, чтобы бердчане приняли участие в конференции.

— Это было год назад. На тот момент материала по этой теме просто не было. Мы с детьми готовились к концертам,  познакомились со всеми произведениями из «Детского альбома» Свиридова, написанного для пианистов. А вот информации о том, как жил Свиридов в Сибири, просто не было. Была одна строчка —» с 1941 по 1944 Георгий Свиридов жил в Новосибирске и писал для театра Пушкина». Первое ощущение — легкая паника. Но на смену ей пришло другое чувство: Свиридов жил здесь, ходил по улицам, творил, а я — сибирячка! — ничего об этом не знаю. Так начались поиски.

Была проделана поистине колоссальная работа. Людмила Николаевна показывает пухлую папку с ответами на запросы, с номерами телефонов, с выписками из старых газет… Словом, подготовка доклада превратилась в настоящее детективное расследование.

— Я никогда раньше не занималась научно-исследовательской деятельностью, но она настолько меня захватила! — признается Людмила Николаевна. — Выяснилось, что мои друзья из Барнаула когда-то изучали период жизни и творчества Свиридова в Алтайском крае. Они опрашивали старожилов, музыкантов, которые могли бы на своем жизненном пути встретить Георгия Васильевича. Выяснилось, что в 1942 году режиссёр Александр Таиров приехал в Новосибирск, чтобы найти композитора, который написал бы музыку к его спектаклям — так Свиридов оказался в Барнауле. Мой учитель из Барнаула когда-то бывал на концертах Георгия Васильевича в Москве, в малом зале московской консерватории. Он подошел к Свиридову, чтобы поприветствовать композитора и узнать, как он жил на Алтае. Свиридов ответил, что воспоминания об Алтае у него остались самые теплые.

Словом, было решено ехать в Барнаул. Вместе со мной отправился мой муж (он у меня тоже музыкант, скрипач), которого тоже заинтересовали мои поиски. Более того, порой вечерами мы только о том и говорили: что удалось узнать, к чему привели поиски, ответы на какие запросы получены и что делать дальше.

Оказалось, что в Новосибирске гораздо меньше материала о пребывании Свиридова, чем в Барнауле.

Пришлось изучить публикации в газете «Советская Сибирь» за 1942-44 годы — всего 847 номеров! Оттуда была получена информация о том, что Свиридовым была написана музыка для театра драмы имени Пушкина к пьесе «Отелло», что состоялись филармонические концерты оркестра ленинградской филармонии, состоялась премьера спектакля Ленинградского академического театра драмы «Кремлевские куранты». Из архивов, к сожалению, отвечали, что информацией не располагают. Адрес пребывания Свиридова в Новосибирске не найден. Отправлялись запросы даже в архивы НКВД — ведь события происходили во время войны, все афиши и программы проверялись и утверждались. Увы, все архивы либо еще не разобраны, либо уничтожены.

…В Барнауле материала было больше. К примеру, мне удалось выяснить, что в Барнауле Георгий Васильевич жил в здании филармонии, там, где в то время располагался театр Таирова. Когда Свиридова привезли в Барнаул, жилья ему не предоставили, а предложили пожить в маленькой гримерной филармонии Алтайского края. Алиса Коонен, супруга Таирова, вспоминала Свиридова, как веселого, смешливого, энергичного человека, которому удалось внести оживление в размеренную жизнь филармонии. Увы, после реставрации здания, этой комнатки не осталось.

— Я искала музыкантов в Барнауле, которые могли играть в этом оркестре. Удалось лишь детей этих музыкантов. Считаю, что это был некий божий промысел — меня словно вело провидение!

На достигнутом Людмила Николаевна останавливаться не собирается — теперь она пытается найти ниточки, которые помогут пролить свет на белые пятна в биографии Свиридова, через архивы Ленинградского театра имени Пушкина.

— На конференции я познакомилась с людьми, которые тоже занимаются исследованием жизни и творчества Свиридова, удалось получить дополнительные сведения. Я думаю, что через какое-то время с новыми силами, с новыми мыслями, я вернусь к этому вопросу. Нужно сказать, в этой работе меня всячески поддерживает и директор музыкальной школы Нина Соболевская, которая тоже заинтересована в том, чтобы в биографии композитора, чье имя носит наша школа осталось как можно меньше белых пятен.

Справка. Георгий Свиридов,1915-1998 гг., советский, российский композитор, пианист, Народный артист СССР. Среди его сочинений — всемирно известная «Метель» и сюита «Время, вперед». До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых». Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.

Источник: Свидетель