Дискуссионная площадка «Что читают наши дети?»

17 марта 2013


В рамках Дней культуры города Бердска приглашаем всех заинтересованных жителей нашего города к актуальному разговору о детском чтении в Центральную Детскую Библиотеку (ул.Свердлова,1) 23 марта в 15.00.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970-1980 гг. в обществе возник миф о России как о «самой читающей стране мира». Это был, безусловно, лишь миф, но в сравнении с другими странами наши дела в сфере массового чтения были вовсе не плохи. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек - все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но к началу XXI века ситуация значительно изменилась. Исподволь накапливающиеся проблемы, часть из которых далеко не всегда сразу осознается, привели нас к тому, что картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились.
 
Начиная с периода 1990-х и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтение детей и юношества. Но для того, чтобы понять происходящие процессы, нам необходимо посмотреть на чтение в широком социальном контексте - «глобально», увидеть чтение целостно, - как особый социокультурный феномен, посмотреть на его роль в жизни общества и различных социальных групп. Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка литературой, это не только задача библиотекарей показать читателям лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к их жизни в глобальном информационном обществе. Также как, как это было сделано во многих развитых и делается сегодня в развивающихся странах, для нас наступила пора изменить свою точку зрения как на чтение в целом, так и, особенно, на детское чтение. Ибо сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры, образования, экономики и развития будущего общества.

В последние годы возник и развивается миф о том, что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры. Однако так ли это? Сегодня нам особенно необходимо знание реальной картины детского чтения, картины, которая опиралась бы не только на эмоции и личностный опыт, но имела бы под собой реальные основания. Прежде чем ответить на этот вопрос, вначале обратимся к мировому опыту. Именно мировой опыт дает нам объяснение многих процессов, происходящих сегодня в чтении взрослых и детей в России. Это связано с тем, что с конца 1990-х гг. процессы в нашей стране в значительной мере сходны с процессами, которые шли на Западе несколько десятилетий назад.

Американцы забили тревогу по поводу чтения и образования еще в 1983 году. Их исследование называлось "Нация в опасности: необходимость реформы образования". Эта опасность связывалась с ростом функциональной неграмотности — неспособностью человека цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и бытовые обязанности. Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями, взрывами. Нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин. Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала — капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности. Этот прагматичный термин — "человеческий капитал" — вошел в последнее время и в нашу лексику. Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других. Предпосылкой приобретения такого капитала является доведенная до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребенок видит скрытые в них значения или образы и реагирует на них. Особое значение чтения заключается в развитии воображения — основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса.

По данным Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15-ти лет заняли из 32 стран мира 29 место, в 2003 году показали результаты еще ниже. Они оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текста к целому и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации. Преодоление этих недостатков чтения наших школьников, вывод России из аутсайдеров цивилизованного мира по качеству чтения — безотлагательная задача, стоящая на повестке дня нашего общества и, прежде всего, семьи, школы, библиотеки. Основная ценность современного общества - не столько сама информация, сколько знания, недаром ЮНЕСКО выдвинула лозунг "От информационного общества - к обществу знаний". Знание - это усвоенная, освоенная (т. е. ставшая "своей") информация. Очевидно, что процесс переработки информации в знание без вдумчивого, осмысленного чтения невозможен. Человек, не владеющий чтением как интеллектуальной технологией, не может соответствовать современным требованиям, а государство, где такие люди превышают определённый уровень, неизбежно перейдёт в разряд второстепенных.

Чтение имеет огромное значение в жизни детей, гораздо большее, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти надолго, влияет на дальнейшее развитие ребенка, формирует миропонимание, вырабатывает определенные нормы поведения. Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья. Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он - школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте, советуют педагоги. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно: часть читает взрослый, часть - ребенок. В такой семье детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, помогающие осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, соотнести прочитанное с реальной жизнью.

Рекомендуем к прочтению:
Аромштам М. Феномен «счастливого детства» или, Осень Чебурашки
Ахметшина В. Чтение из-под полки пользы детям не принесёт
Бабич Д. Почему дети стесняются читать?
Гарифуллина Т. Проблемы детского чтения
Гройсман А. О проблемах детского чтения
Московские подростки не бросили читать ради Интернета (результаты исследования РГДБ)
Растим читателя. Я читаю детям
Чудинова В. Детское чтение в переходный период: социодинамика процессов трасформации
Чудинова В. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды
Чудинова В. Обзор статей исследований детского чтения 2000-2009гг

Источник: ЦБС г. Бердска