До последнего аккорда

14 февраля 2017

Старейшие педагоги отделения народных инструментов музыкальной школы, несмотря на полувековой стаж работы, до сих пор преподают музыкальные дисциплины и играют в оркестре.

В нынешнем году отделение народных инструментов отмечает свой 70-летний юбилей. Накануне праздника мы встретились с ветеранами отделения.

«Я выбрала бы этот же путь»

Вера Сергеевна Жукова, преподаватель по классу аккордеона, работает в отделении народных инструментов 45 лет. Почетный работник культуры Новосибирской области.

— 1971 год. Получила направление в Бердск, город, в котором раньше я не бывала. Вышла из электрички — покосившиеся домишки, окна на уровне земли… Куда идти — не знаю. Встретила по дороге двух женщин, спросила как пройти к музыкальной школе. Одна из них оказалась директором музыкалки. Она задала мне несколько вопросов, сразу же сообщила, что квартиры не будет…

Собственно, с тех пор работу я не меняла, все это время работаю на одном месте. Много учеников — больше полутора сотен. Среди них есть и преподаватели, и музыканты… Все они окончили вузы, где обязательно создавали какие-то музыкальные ансамбли.

Помню, у меня занимался Рауф Абдуллаев. Он был очень маленьким — и по росту, и по возрасту, а потому в оркестре я не посадила его за инструмент, а дала ему маракасы. Его задача была отбивать ритм. В классе и на репетициях все было очень хорошо. Однако, очутившись на сцене, малыш настолько растерялся, что стал трясти маракасами поперек ритма. И какие только знаки я ему не делала — бесполезно. Так он и доиграл до конца выступления.

Классы были большие, раньше у меня занимались в основном девочки, а сейчас все поменялось — учатся в основном мальчики, возможно, потому что инструмент силовой. Талантливых детей много. Они часто выступают на сцене, участвуют в конкурсах. Было много удач…в таких случаях, моя душа поет!

Есть ученик, Ян Рубцов, который играет в Кремлевском дворце съездов. 26 февраля он вновь выступает там, Ян очень хочет, чтобы я поехала туда вместе с ним в качестве первого педагога.

Если бы мне предложили начать сначала, я выбрала бы тот же путь. Очень люблю свою профессию. Помимо аккордеона играю на фортепиано, а в оркестре — даже на балалайке!

В начале моей деятельности в Сибири аккордеон в число популярных инструментов не входил. Зато за рубежом — В Германии, в Польше, в Чехии, в Венгрии — этот инструмент очень любят. Мой сын живет за границей и постоянно повторяет мне: Мама, здесь бы ты давно стала миллионершей!

Несмотря на то, что Вера Сергеевна уже давно на пенсии, она продолжает работать, выступает в оркестре, активно поддерживает свою физическую форму.

Пока я не думала об окончании своей трудовой деятельности, потому что я знаю — если я вдруг окажусь в четырех стенах, это будет конец… Так что точку я не ставлю!

«Перелом ноги — баяну не помеха»

Нина Ивановна Фомина пришла в музыкальную школу студенткой 4 курса новосибирского музыкального училища в 1970 году. Преподаватель по классу баяна.

Здесь прошла вся моя жизнь, отсюда я ушла на пенсию… Жизнь в музыкальной школе была очень активной и насыщенной.

В школе были преподаватели мужчины по классу баяна, а потому все девочки, как правило, доставались мне.

Многие мои выпускницы преподают музыку в школах и детсадах. С учениками и их родителями до сих пор теплые отношения.

Были ли в работе забавные моменты? Конечно, были. Правда, узнала я об этом на своем 60-летнем юбилее. Ученик — а он был подающим надежды музыканты — вспомнил, что когда однажды он сломал ногу, то был очень рад, что наконец-то отдохнет от музыкальной школы и спокойно посидит дома. И вдруг через неделю двери квартиры открываются — Нина Ивановна не выдержала и пришла к нему заниматься на дом! А вообще, конечно, было всякое. Дети — они и есть дети. А музыка — нелегкий труд… Вроде бы приходят заниматься с огромным желанием, а через время видишь — начинает хитрить, юлить, лишь бы не заниматься. Приходилось и мне проявлять педагогическую смекалку. В таких случаях нужно просто переждать: расслабиться, снизить требования, подобрать такой материал, который заинтересует ребенка.

Личной победой Нина Фомина считает, что когда она была заместителем директора, ей удалось добиться выездных концертов Новосибирской филармонии в музыкальную школу.

Сейчас Нина Ивановна уже не преподает, но из ансамбля коллеги не отпускают.


«Нельзя играть формально»

Полозов Александр Николаевич, преподаватель по классу баяна. Работает в бердской музыкальной школы 52 года, пришел сюда совсем молодым парнем — сразу после школы.

— Я коренной бердчанин, сам окончил эту музыкалку… К тому моменту, когда я окончил школу — мне было 18 лет — преподаватель по классу баяна уехал в другой город и класс остался без педагога. Тогда мне предложили поработать преподавателем. Я был немногим старше своих учеников, опыта не было никакого, было трудно, несмотря на то, что мне дали самых маленьких деток. Конечно, старшие коллеги мне помогали. Проработал год и поступил в музыкальное училище.

Раньше времена были другие, учиться в музыкальной школе было престижно. Я помню, как дети рыдали из-за того, что не поступили в музыкалку. Сейчас, конечно, приоритеты поменялись.

Был у меня ученик, который организовал вокально-инструментальный ансамбль и с удовольствием играл на гитаре. В школе же он занимался по классу баяна и процесс шел со скрипом. Готовились к отчетному концерту, а он — ни в зуб ногой. Я его устыдил, он пообещал, что все выучит. Приходит на следующий урок — та же история. Я ему и сказал: Собирай манатки и вон отсюда! Он вылетел из кабинета как пробка. Не ожидал такой реакции, потому что я всегда с детьми был очень спокойным. На занятиях он больше не появлялся, а на концерт пришел. «Пятерку» ему, правда, не поставили, но на «четыре» — сыграл. Парень вырос, прошел Афган, смотрел смерти в глаза. Но даже спустя годы, встречая меня, обязательно подходил пообщаться или хотя бы просто поздороваться…

Работать было интересно. Каждый ученик — личность, к которой нужно подобрать ключик. Музыка должна трогать душу, играть формально — чтобы ни уму, ни сердцу — нельзя. Только в таком случае человек раскроется. А музыка — облагораживает и укрепляет человеческую душу.

Сейчас я учеников уже не веду. У каждого человека есть определенные жизненные этапы. У меня сейчас духовный этап. В ансамбле играю по-прежнему.

Источник: Свидетель