К вопросу о создании в Бердске музея народного артиста России Бирюкова Владелена Егоровича (1942-2005)
20 октября 2014Главной целью создания любого мемориального музея является увековечение памяти известной личности. В связи с чем, возникает вопрос: всякая ли известная личность достойна музейного пьедестала? Около десяти лет длились дебаты относительно организации Дома В. С. Высоцкого на Таганке и придания ему статуса Государственного культурного центра-музея, хотя впервые подобное предложение прозвучало сразу после его смерти в 1980 году. Несмотря на то, что у популярнейшего в народе поэта-певца-актёра были тысячи поклонников, которые инициировали и продвигали эту идею в высшие инстанции, находились и ярые противники, мотивируя своё неприятие музеефикации «данной персоны» заурядностью рядового артиста, не говоря уже о его поэтических и певческих способностях, и утверждая, что он являлся кумиром всего лишь определённой группы современников. Тем не менее, в июне 1992 года музей Владимира Высоцкого в Москве был открыт, с тех пор к нему «не зарастает народная тропа» старых и новых почитателей творчества, пожалуй, самой незаурядной фигуры в нашей стране периода развитого социализма.
Не первый год в Бердске идёт дискуссия по поводу создания музея народного артиста России Бирюкова Владлена Егоровича. Изначально свои мысли относительно сохранения памяти о знаменитом земляке в музейном формате высказали сотрудники городского музея, доводы которых сводятся к следующему:
1. С 1949 года по 1960 год Бирюков В.Е. проживал, учился, работал в Бердске; здесь же в 2005 году он обрёл свой последний приют. В нашем городе, проработав до пенсии на радиозаводе, похоронена Бирюкова Р.Ф., мать знаменитого земляка; живут его племянники. Работая до конца жизни в Новосибирском театре «Красный факел», одновременно снимаясь в кино, Бирюков В.Е. никогда не забывал о Бердске, навещал родных, проводил творческие встречи, в том числе с радиозаводчанами. Таким образом, биография известного на всю страну актёра, навечно вписана в историю города на Берди.
2. В 2009 - 10 гг. вдова Бирюкова В.Е. Фирсова Татьяна Петровна передала в дар городскому музею бесценный фамильный фонд своего мужа: семейные альбомы с фотографиями, документы, библиотеку, личные предметы и вещи, афиши, подарки и т.д. Администрация театра «Красный факел» презентовала театральные костюмы и копии документов из личного дела актёра. В сентябре 2010 года, к 5-летию со дня смерти Владлена Егоровича, в музее открылась выставка, посвящённая его памяти, которая вызвала большой резонанс в нашем городе. Вернисаж собрал представительную аудиторию из Бердска и Новосибирска: сослуживцев, родственников, друзей, одноклассников, соседей, поклонников и др. Именно тогда, на открытии, впервые прозвучала идея работы выставки на постоянной основе, которая исходила не только от вдовы актёра.
3. Сегодня музей обладает уникальным собранием «Фамильный фонд Народного артиста России, лауреата Государственной премии СССР Бирюкова Владлена Егоровича», насчитывающим более 80 единиц хранения. Проблема состоит в том, что в городском музее катастрофически не хватает свободных площадей для построения стационарной экспозиции, посвящённой его жизни и творчеству.
4. В истории Бердска не так много имён всероссийского уровня, одним из таких имён является имя Бирюкова В.Е.. Создание мемориального музея станет предметом гордости бердчан и своеобразной визитной карточкой для российских туристов, почитателей таланта именитого земляка. Желающих приехать в Бердск для знакомства с наследием актёра не так уж и мало, во всяком случае, об этом говорят поклонники его творчества в социальных сетях. «… Я очень люблю этого актёра, живу в Санкт-Петербурге, у нас о нём мало что известно. Бирюков – талантливый актёр и Ваш земляк, я очень хочу приехать в Ваш город и побывать в Вашем музее, правда, пока нет такой возможности. Помогите приобрести книгу «Линия правды. Народный артист России Владлен Бирюков», - это выдержка - подтверждение популярности среди молодёжи артиста Бирюкова из письма Исаковой Анны, датированного 12 апрелем 2011 года, а летом этого же года она и другая представительница молодого поколения из города Челябинска нашли возможность посетить наш музей; а чтобы удовлетворить запросы приезжих нам пришлось открывать запасники.
«Музейщики», хорошо понимая, что создание будущего музея во многом зависит от «воли народа» и администрации города, ищут поддержки в своих начинаниях у общественности, хотя некоторые представители этой общественности не видят смысла в подобном музее, искренне, вопрошая: «Кто такой Бирюков!? Просто актёр, вот если бы, такой как Шукшин В.М.!».
Вместе с тем, когда он сыграл одну из своих первых ролей на сцене Новосибирского ТЮЗа – Ваську Пепла в пьесе Горького «На дне», - польский журнал «Край рад» поместил его фото на фоне сквера Героев революции с надписью: «У этого человека большое будущее». Пророчества сбылись, он состоялся как актёр, за плечами которого около сотни театральных работ и более тридцати фильмов, среди них «Вечный зов», «Молодая жена» которые смотрела вся страна, и не по одному разу, да и сейчас смотрит. [1] Кстати, после премьеры «Вечного зова» автор романа Анатолий Иванов написал: «Подлинным украшением фильма стало исполнение в нём роли Алейникова артистом «Красного факела» Владленом Бирюковым. Таким, да именно таким я его и представлял, работая над романом. И миллионы зрителей у нас в стране и за рубежом представляют его теперь в таком облике и принимают именно таким…». Он состоялся как личность, но гладкой его дорога к успеху и славе никогда не была. Частенько жизнь ставила Владлена Егоровича в весьма драматические предлагаемые обстоятельства, но только он был не тем человеком, чтобы под обстоятельства прогибаться. «Я не цирковая лошадь и плохо поддаюсь дрессуре. Диктат режиссёра плохо переношу, когда исключают меня как личность, «отрубают мою голову», тогда я бастую…», - исповедовался главный герой книги «Линия правды», добавляя далее
Говорю всегда для всех
Искренне.
Живу для чьих-то потех
Ничего не выискивая.
Может, как-то грубовато
В жизнь вписываюсь,
Но зато не воровато,
Не заискивая.
Распрекрасно знаю я,
Что не всем я милый,
Уж простите вы меня,
Выправит могила. [2]
Его узнавали на улицах, ведь «37 лет отдал артист новосибирской сцене, завоевав сердца нескольких поколений зрителей. Благодаря своим ярким киноработам В.Е. Бирюков пользовался и общероссийской славой и любовью публики. Новосибирцы, бердчане, иногородние всегда ходили в «Красный факел» на «Бирюкова». Недаром, именно он был признан «Человеком XX века» в культуре Новосибирской области». По признанию краснофакельцев: «Владлена Бирюкова можно назвать художником из породы Шукшина, жизненно цельным и подлинно народным». [3] Т.П. Фирсова вспоминает: «Я бывала на его творческих встречах и видела, что люди любят его именно за простоту и человечность. Ведь на этих встречах ему играть не приходится, а когда Бирюков на сцене, забываешь, что это сцена». [4]
Когда наши оппоненты твердят о том, что большинство населения о нём ничего не слышало или не знает, мы отвечаем, что музей с этой целью и создаётся, чтобы знали, ведь как без культуры поднять культурный уровень людей? А если у артиста находятся поклонники, готовые приходить к своему кумиру, чтобы общаться, вспоминать, спорить, смотреть фильмы; пусть такое место будет музеем.
До сих пор на уровне Главы Бердска обсуждается предложение создать музей Бирюкова на базе помещения общественного Совета ветеранов «ВЕГА». Взвешиваются все «за» и «против». Общая площадь помещения – более 40 кв.м. находится в муниципальной собственности. Здание расположено в центре города, рядом с бывшим главным административным корпусом радиозавода, что достаточно символично, ведь Бирюков В.Е. некоторое время работал на заводе. Выгодное расположение будущего музея удобно для его посетителей. К тому же есть перспектива дополнительной пристройки.
На пути принятия окончательного решения по данному проекту работники музея, не теряющие надежды на положительный исход, заняты разработкой научной концепции и архитектурно-художественного решения экспозиции, посвящённой нашему знаменитому земляку. Главное – заложить стратегическую основу, необходимую для развития музея, и как только появится возможность действовать, мы будем во всеоружии; создавая современный музей, говорящий с современниками на современном языке.
Будет меняться время – будут меняться средства коммуникации, как – гарантия жизнеспособности будущего музея. Но это будет следующий этап в музейной деятельности.
«Говорят, главное, что вносит человек в историю человечества – это по-своему прожитую жизнь. И это утверждение в полной мере можно отнести к народному артисту России Владлену Бирюкову, который жил в искусстве весьма по – своему, прокладывая от роли к роли единый путь, прочерчивая единую линию – линию правды.
Искусство жить актёрству не сродни,
Хоть кто-то жизнь и приравнял к гастроли.
Иной актёр в удачливые дни
Проигрывает три-четыре роли.
То трагик, то завзятый дуралей,
И комик он, и в роли афериста
И чем многообразней круг ролей,
Тем выше мастерство артиста.
Собою оставаться до конца,
Удачливою маской не прельщаться,
Не терять природного лица
И ни в кого не перевоплощаться.
Пусть труден путь, пусть выступы остры,
Но жизнь прекрасна и неповторима,
Когда в ней нет заманчивой игры
Когда в ней нет обманчивого грима». [4]
Приложение
Из биографии В.Е. Бирюкова.
Родился 7 марта 1942 года в селе Никоново, Маслянинского района, Новосибирской области. В 1949 году переехал в город Бердск. Мать – Бирюкова Раиса Фёдоровна, 1907 года рождения, отец погиб на фронте в 1942 году. До 7 класса учился в сш № 10, проживал вместе с матерью и братьями в бараке по улице 2- ая Кирпичная, в Красном Соколе. Окончив среднюю школу № 1 в 1960 году, год работал на бердском радиозаводе. Затем поступил в Новосибирское театральное училище, через год учёбы призвали в армию. В 1966 году окончил полный курс училища. С 1966 года по 1971 год работал в Новосибирском ТЮЗе. С 1971 по 2005 г - в театре «Красный факел», одновременно снимался в кино. Будучи знаменитым, Владлен Егорович неоднократно встречался с бердчанами (выступал на радиозаводе, в ДК «Родина»). Умер 2 сентября 2005 года, похоронен в Бердске рядом с матерью. Сегодня в нашем городе проживают его племянники.
Список государственных и общественных наград
народного артиста России Владлена Бирюкова:
1979 г. – Государственная премия СССР за исполнение роли Алейникова в телевизионном многосерийном фильме «Вечный зов».
1983 г. – «Золотая медаль им. Довженко» за художественный фильм «Приказ: перейти границу».
– премия КГБ СССР за исполнение роли Алейникова в телевизионном многосерийном фильме «Вечный зов».
- присвоено почётное звание «Заслуженный артист РСФСР».
1984 г. – Государственная премия РСФСР за за художественный фильм «Приказ: перейти границу».
1996 г. – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
1999 г. – почётный знак Союза кинематографистов РФ «Золотая камера» за выдающийся вклад в российский кинематограф.
2000 г. - «Гражданин XX века Новосибирской области».
2001 г. – Диплом Петровской Академии наук и искусств об избрании членом-корреспондентом Академии.
2002 г. – «Золотая стипендия фонда культуры Новосибирской области»
- Указом Президента РФ присвоено почётное звание «Народный артист Российской Федерации».
2003 г. – Свидетельство Сибирского межрегионального отделения национального фонда «Общественное признание» «О совершении записи в книгу Почёта Сибири за большой личный вклад в развитие кинематографического и сибирского театрального искусства»
Источники и литература.
1. Фамильный фонд Бирюкова В.Е., Музейный архив.
2. Т. Антонова, Л. Герсова, Народный артист России Владлен Бирюков.
Линия правды, Новосибирское книжное издательство, 2005 г., 4 с.
3. Т. Антонова, Л. Герсова, Народный артист России Владлен Бирюков.
Линия правды, Новосибирское книжное издательство, 2005 г., 9 с.
4. А.П. Кулябин, Из творческой характеристики Бирюкова В.Е., 2002 г,
Музейный архив Бирюкова В.Е.
5. Т. Антонова, Л. Герсова, Народный артист России Владлен Бирюков. Линия правды, Новосибирское книжное издательство, 2005 г., 131 с.
6. Информкультура, Каким быть музею Высоцкого? //Опыт создания общественно-государственного музея//, Москва, 1990 г.
7. Ю. Цибизов, Кто достоин пьедестала?// Журнал «Советский музей», №1, 1991 г.
8. Е. Дмитриева, У Высоцкого на Таганке,// Журнал «Мир музея», № 1, 1993 г.
9. М. Гнедовский, Городок во Вселенной,// Журнал «Мир музея», № 2, 1995 г.
10. И. Костомарова, Свой дом в России,// Журнал «Советский музей», № 6,
1992 г.
11. С. Иевлев, А. Комендатов, Выставка одной идеи,// Журнал «Советский музей», № 4, 1987 г.
Автор: Н.Ф. Шапенкова, зав. экспозиционно-выставочным сектором
Источник: БИХМ