Магия сцены: выставка театральных декораций в бердском музее

15 декабря 2016

В музейном зале — полумрак. Миниатюрная девушка в чёрном платье с лёгким волнением в голосе рассказывает, как создавала декорации для питерских театров.

На стендах её работы — миниатюрные копии сценических декораций. Юные бердские актёры, затаив дыхание, рассматривают крошечную мебель, нарисованные дома, телефонные будки из картона — сказочные и одновременно очень реальные.

15 декабря в бердском историко-художественном музее прошло официальное открытие первой персональной выставки театрального художника Анфисы Жижкиной. На выставке представлены макеты декораций, эскизы костюмов и афиш к восьми спектаклям.

Справка

Анфиса Жижкина — бердчанка, художественное образование начала в ДХШ «Весна», продолжила в Новосибирском художественном училище, а затем в Российской государственном институте сценического искусства в Санкт-Петербурге.

Больше всего внимания привлекают именно макеты — изготовленные из картона, медной проволоки, пенопласта, швейной фурнитуры в масштабе 1:20. На каждый из них уходит по несколько месяцев кропотливого труда, не считая вынашивания самой идеи.

Например, для создания декораций к спектаклю «Месяц в деревне» по Тургеневу Анфисе требовалось совместить на маленькой сцене пространство гостиной загородного дома и сада.

— Главная героиня пьесы проводит своё время в этой гостиной, будто запертая в клетке. Чтобы усилить это ощущение, я ограничила квадрат гостиной шторами, а все остальные локации расположила вокруг: мостки, сад, — рассказывает художница.

На макете — белое фортепиано, птичья клетка, небрежно брошенная книга, стулья, с который, кажется, только что встали гости… Если смотреть на них с очень близкого расстояния, возникает желание шагнуть внутрь и потрогать рукой шершавую поверхность дерева, взять в руки оброненный кем-то цветок.

К слову, в этом спектакле была задействована и ещё одна бердчанка — актриса Катя Черепанова, воспитанница театра «В главных ролях».

С особым трепетом Анфиса Жижкина рассказывает о постановках по произведениям немецкого драматурга Бертольта Брехта.

— Это очень яркая фигура в театре XX века. Место действия «Трёхгрошовой оперы» весьма условно, и мы понимаем, что это может происходить где угодно. Я изобразила на сцене английские телефонные будки, которые могут двигаться и менять своё положение. Иногда при создании декораций ты не знаешь, что именно будет на сцене, но видишь цвет. Здесь я изначально захотела сделать всё красным, — объясняет Анфиса.

…По-настоящему радостно и приятно, что в нашем музее случилась такая выставка. Она рассказывает удивительные истории, о которых вряд ли задумывается кто-то из нас после посещения театра: о том, какой труд и мастерство вложены в каждый спектакль; о том, как создаётся атмосфера на сцене; о том, что помогает актёрам переворачивать наши души.

Выставка продолжит свою работу до 15 января 2017 года. Для юных посетителей – любителей театрального творчества — предлагаются интерактивные программы (по предварительной заявке, тел. 5-33-66, 5-33-60).

Источник: Свидетель