Одно из старейших отделений музыкальной школы Бердска празднует 70-летний юбилей

13 февраля 2017

Для того, чтобы научиться играть на гармошке или балалайке, отсутствие слуха — не помеха. Главное — желание творить добро. А чтобы отправиться на концерт, баян и аккордеон вполне можно погрузить и на саночки.

Отделение народных инструментов появилось в бердской музыкалке в 1947 году — в год открытия школы. Одновременно в школе появились фортепианное и струнное отделение. А у истоков открытия отделения народных инструментов стоял Николая Лысков, прошлом году в музыкалке отметили его 100-летний юбилей.

Каждого ребенка мы стараемся сделать успешным, не взирая на способности, с которыми он к нам пришел. Конечно, при поступлении есть прослушивание, но мы все равно стараемся брать всех желающих. Даже тех, кого не взяли, к примеру, на фортепианное отделение. Как правило, это мальчики. Мальчики вообще проявляют себя позже, а потому наши парни становятся лауреатами международных конкурсов, обладателями гран-при… Выпускники ежегодно поступают в высшие профильные учебные заведения, — говорит заведующая отделением народных инструментов музыкальной школы Елена Вылегжанина.

Ансамбль «Свечечка» — лауреат и победитель огромного количества разнообразных конкурсов самого высочайшего уровня — начинался как ансамбль «Троечка», потому что в нем было всего 3 участника. Сейчас их — 24! Вокально-инструментальный ансамбль «Патриот». В отделении народных инструментов огромное количество ансамблей — дуэты, три, квартеты, ансамбль балалаечников… Все они регулярно дают концерты в детских садах, санаториях…

— Одна из главных задач отделения — духовно-нравственное воспитание детей, патриотическое воспитание через обучение игре на народных инструментах. Поэтому мы с удовольствием принимаем участие в фестивалях патриотической направленности — «Я люблю тебя, Россия», «Где стоишь, там и поле Куликово», епархиальные концерты. Наша цель — воспитание навыков доброделания.. Я всегда спрашиваю у родителей, с какой целью они привели ребенка к нам. Мне говорят: «Обучиться игре на баяне».. А для чего вам это?! Я пытаю всех, кто ко мне приходит. Мне абсолютно неважно с каким слухом, с какими ритмическими навыками приходит ребенок — все это можно развить.

В настоящее время в отделении занимаются более семидесяти учеников. В отделении преподается игра на шести инструментах: баян, аккордеон, гармонь, домра, балалайка, гитара.

—  А бывает такое, что приходит ребенок, которому «медведь на ухо наступил»?

—  Бывает! И очень часто!

—  И слух действительно можно развить?

Конечно! Может быть, на скрипке у него играть и не получится, но на всех наших инструментах он абсолютно точно сможет научиться играть… Я работаю уже 25 лет и замечаю такой парадокс: приходит ребенок талантливый, но позже оказывается, что он не в состоянии овладеть логикой обучение.. И наоборот — дети, которые не могут ни петь, ни свистеть. И вот именно эти дети — выстреливают!

— Как вы этого добиваетесь?

—  Находим индивиндуальнейший подход. Даже не индивидуальный! Разумеется, у нас есть своя программа, которую нужно выполнять, но мы настолько видим каждого человека, видим, чего он хочет, чего желает. Если ребенок тяготеет к народной музыке, значит он будет играть ее, если ему больше по вкусу классика — даже несмотря на то, что это не совсем, к примеру, баянная музыка, он получит такую возможность. Но самое главное — доброделание.

—  Что вы вкладываете в это понятие?

Мы не можем раздавать бедным деньги, у нас нет такой возможности. Но у нас есть возможности дарить людям радость своим выступлением. Мы приезжаем на концерты в Дом престарелых и видим слёзы радости на глазах у стариков. Дети должны уяснить, что они учатся не для себя, а для людей.

Допустим, позанимался ребенок месяц, я говорю: собирайся, идем выступать в детский сад. Он округляет глаза: «Я не могу, я играю одной рукой». «Вот одной рукой и сыграешь! А я тебе подыграю». Если кто-то мне заявляет, что не может в это время, то я отвечаю: «Хорошо, отдыхай, мы справимся без тебя». В следующий раз они, как правило, идут со всеми. Дети видят, что они нужны и у них возникает потребность выступать. Когда ребенок часто выступает, у него исчезает боязнь сцены, появляется уверенность в себе.

Я своим детям говорю: Нужно научиться играть так, что посадят тебя ночью в машину с завязанными глазами, увезут неизвестно куда и скажут — играй. И ты должен взять свой инструмент и отыграть часовую программу!

Конечно, фортепиано куда угодно с собой не возьмешь. А у нас — сунул баян или балалайку под мышку и пошел играть куда угодно! Когда мы только начинали работать — грузили инструменты на саночки и ходили выступать. У меня даже фото есть — сыну полтора года, его оставить не с кем — он на одних саночках, а на других — два баяна!

Народные инструменты как нельзя ближе к корням… А музыкальную школу, по моему мнению, нужно закончить каждому ребенку!

Есть в отделении свои традиции, которые зародились еще со времен его образования — это преемственность поколений. Большинство преподавателей окончили это отделение и сегодня наряду со своими педагогами играют в ансамбле. Традиция академических концертов с обязательными спорами и обсуждениями, проведение больших отчетных концертов, системное и качественное участие в конкурсах и фестивалях, — говорит Елена Вылегжанина.

Несмотря на то, что сегодня я являюсь заведующей отделением, все равно за советом иду к старейшинам — к Лапиной Тамаре Николаевне, Жуковой Вере Сергеевне, Фоминой Нине Ивановне… Ни на одном больше отделении нет такого количества ветеранов, и мы их не отпускаем! Один из самых старейших коллективов отделения — ансамбль преподавателей «Наигрыш». У нас нет случайных людей, — уверяет Елена Вылегжанина.

17 марта в 18.00 в концертном зале музыкальной школы имени Свиридова состоится концерт отделения народных инструментов, посвященный 70-летию со дня основания, «Юбилейная кадриль».

Источник: Свидетель