В Бердском музее открылась выставка «Лики русской иконы»

26 июня 2013


В рамках программы президента по поддержке регионов  в Бердск приехали сотрудники «Музея древнерусской культуры и искусств имени Андрея Рублева».

Это единственный в стране музей икон. Из Москвы в Бердск привезли копии лучших экспонатов, и 26 июня  в бердском историко-художественном музее состоялось открытие выставки «Лики русской иконы».

Главный хранитель московского музея Оксана Смирнова рассказала о том, как удалось создать такие максимально приближенные к оригиналу копии икон. Ведь перевозить настоящие очень опасно, это может окончательно их разрушить. С помощью камеры были сняты мельчайшие фрагменты икон, которым по 700, 600, 500 лет. После этого данные фрагменты собрали воедино на компьютере. Такая технология позволяет передать все мазки и трещинки. Многие фотокопии сделаны в натуральную величину, а для реалистичности перенесены на деревянную основу. Экспонаты оказались достаточно тяжелыми, так что смонтировать выставку было непросто. В Бердск привезли 40 таких копий икон, но вместились в выставочный зал только 26 из них.

Экскурсию провела сотрудница именитого музея Татьяна Нечаева, которая знает все о своих экспонатах. Начала она с предыстории, поведав о том, какой сложный путь проделали иконы:

- Они поступали к нам сплошь покрытые темной пленкой, на которой уже были многочисленные следы от надписей, сделанных в последующие века. Реставраторы удаляли слой за слоем месяцы, а то и годы, пока не дошли до первоначального, то есть до самой иконы. Никогда не знаешь, что за экспонат оказался в твоих руках. Вот, например,  «Христос Вседержитель». Когда реставратор снял последний слой застывшей олифы, он увидел величайшее и древнейшее произведение искусства 13-го века!

Татьяна просит всех пройти к иконе «Иоанн Предтеча» самого Рублева, главного русского  иконописца. Все собравшиеся в музее как под гипнозом следуют за ней.  Подойдя поближе, видят перед собой просветленное лицо, воздетые к небу руки. Экскурсовод рассказывает плавно и мягко, как будто вливая в сердца присутствующих всю ту глубину, которую прочувствовала сама.

- Теперь давайте посмотрим  на творение Дионисия «Успеяние Богоматери», - увлекает  в мир божества она. - На этой иконе изображено, как Богородица захотела увидеть перед смертью апостолов, и желание это исполнилось. Здесь мы видим характерное изображение на одном полотне нескольких разделенных во времени событий. Вот сверху спускаются ангелы, принесшие апостолов, вот в нижней части иконы показано, как апостолы прощаются.

Очень интересно Татьяна Нечаева рассказала и про житийные иконы, каких на выставке несколько. Одна из них - «Великомученник Георгий», где в центре композиции изображен святой, а вокруг него -  различные эпизоды из жизни, то есть жития. Стоит посмотреть внимательнее, и ты видишь, как Георгий заявил, что он христианин, как его подвергали за это различным мучениям, его смерть и жизнь после нее. Или «Сергий Радонежский» - здесь уже рассказ  начинается с рождения святого, затем изображено его учение  в школе и чудеса, которые он творил.

Затем наш проводник в мир прекрасного заострила внимание на четырех иконах, расположенных на стене рядом. После разъяснений  экскурсовода все заметили, что у одной из копий икон как будто нет нижней части, у другой отличается в нескольких участках краска. Оказалось, что все четыре оригинала икон в далеком 15 веке попали в пожар, и реставраторы уже 18-го века восстановили их, как сумели. По словам Татьяны Нечаевой, иконы — это предметы, хоть и священные. Они могут попасть в пожар, наводнение, они ветшают и стареют, как и все вокруг.

На выставке в Бердске представлено несколько икон с Богоматерью. Рассказывая о них, экскурсовод добавила, что подобные иконы часто оказываются чудодейственными. После этих слов я вспомнила одну историю, которую много раз рассказывала мне бабушка. Когда-то давно она купила церковный календарь и повесила его на стену. Однажды квартиру затопило, с потолка  бежала черная, мутная вода. Бабушка испытала восторг и ужас, когда зашла в дом и увидела темную, всю в разводах и пузырях стену, а посреди нее  - сияющий на этом фоне календарь. На него не попала ни одна капля. Струя нечистой воды стекала вниз, добралась до изображения Богородицы, разделилась перед ним на два потока и обогнула святой лик. Бабушка позвала маму, и теперь эта история не перестает удивлять всю нашу семью. Бывает и так, что настоящие иконы горят, а  простой плакат на стене не подпускает к себе воду. Календарь тот пережил уже несколько переездов, он так и украшает бабушкин дом.

Хоть в музее выставлены и ненастоящие иконы, думаю, в них тоже есть какая-то сила. А уж внешне эти копии передают оригиналы в точности.

Выставка будет продолжаться по 23 августа. После чего сотрудники московского музея поедут со своими экспонатами в Искитим.

Источник: Бердск Онлайн