«В главных ролях»: театр — свобода быть собой
31 августа 2017Накануне юбилея выпускники разных лет — актеры, режиссеры, студенты профильных вузов и не только – собрались все вместе, чтобы вспомнить самые яркие моменты, связанные с театром «В главных ролях» (в обиходе актеры используют аббревиатуру ВГР) и рассказать о влиянии театра на свою жизнь.
- поставлено 42 полноценных спектакля, не считая литературно-музыкальных показов;
- учились и играли на сцене более 150 детей;
- в профильные вузы Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Барнаула поступили 23 выпускника театра. Кто-то еще учится, кто-то уже работает по специальности. Ежегодно театр и искусство выбирают своей профессией от 2 до 4 человек;
- ежегодно театр принимает участие в международных, всероссийских, межрегиональных и областных конкурсах и практически всегда возвращается с победой. Традиционно с одного конкурса театр привозит от 3 до 11 дипломов;
- сегодня в театральном коллективе занимаются 46 ребят.
Полина Грушенцева по собственному выражению стояла у истоков театрального коллектива. Сегодня она — актриса новосибирского городского драматического театра Афанасьева.
– Разумеется более всего запомнились гастроли: Славгород, Белый… Было лето, когда я дома вообще не появлялась! В город-побратим Бердска Белый мы ездили вместе с поисковым отрядом «Кондор». Помню, как жители сёл Тверской области встречали нас — специально приходили посмотреть на автобус с артистами. Они дарили нам цветы — это было очень приятно.
Каждый из нас отвечал за какой-нибудь реквизит. Я – за вешалку. И случилось так, что отыграв в одном из сёл, мы вернулись в Белый и обнаружили, что я свою подотчётную вешалку благополучно забыла в сельском ДК. А завтра новый спектакль в другом селе! Мы с двумя ребятами отправились на поиски утраченного реквизита: это было целое приключение! Мы добирались до этого села, разыскивали дом культуры, который оказался заперт на амбарный замок, потом мы искали того, кто подскажет, как раздобыть ключ, ходили за этим самым ключом в «дом медика», где нос к носу столкнулись с живыми гусями и чуть не угодили на застолье! Во время поисков мы погрузились в деревенскую жизнь…
Наш спектакль предполагал очень сложные прически, на которые уходило много лака для волос, а там, где мы жили «удобств» не было, поэтому мылись мы вечерами при свете автобусных фар прямо в речке. Волосы у меня были длиннющие, и чтобы я могла хорошенько их промыть, приходилось проявлять чудеса смекалки и акробатики: двое ребят держали меня за ноги прямо над водой, а я в таком положении мыла голову. Кстати, именно в Белом я впервые увидела зарницы.
Для меня ВГР — прежде всего люди, настоящие друзья. Я знаю, что если я приеду в Санкт-Петербург, то меня там встретят Лёша Ворошень и Катя Черепанова, мы проведем время, они сводят меня на спектакль. Первые влюбленности, первые ссоры… Мы здесь играли, плакали, радовались – все это мы прожили в нашем театральном коллективе.
Элина Зяблова стала выпускницей театра в 2014 году, сегодня она студентка Новосибирского театрального института. Элина уже играла на сцене театра «Глобус».
– ВГР — это первое знакомство с театром, первый шаг на сцену, первый толчок к профессии. Если бы не было его, то не было бы и всего остального!
В спектакле «Летучий корабль» мне досталась роль Забавы. А вот Иван превратился в какой-то бермудский треугольник, где все пропадали. Сколько партнеров у меня сменилось — не сосчитать! Я только успею привыкнуть к одному, как он меняется. Приходилось подстраиваться под каждого: за одного приходилось говорить слова, за кем-то следить… В общем, я даже не помню, с кем я в итоге вышла на сцену!
– Крайним Иваном был я! – включается Павел Медников, известный бердчанам как один из режиссеров художественного фильма «Деревня» .
-А вообще смешных историй было очень много. Чего стоит только поездка на гастроли в Евпаторию: три дня в поезде! К примеру, в поезде обнаружилась сверхспособность одного из наших актеров, Миши Семенченко, подниматься среди ночи без помощи рук и ног, – добавляет Михаил Исаков, в настоящее он время учится в Алтайском государственном институте культуры.
– А помните, как мы мокрые полотенца вывешивали в окна, чтобы немного остудить их?!
– Ярких моментов было много, это какая-то подростковая романтика, которая остается с тобой на всю жизнь. А если серьезно, после четырех дней поезда мы стали другими… Мы находились все вместе в замкнутом пространстве длительное время. Это помогло в осознании себя.
В ВГР я узнал больше, чем в первые три года обучения в институте! Тут я получил отличную базу, в итоге в институте меня уже на первом курсе выпускали на серьезные сценические площадки, куда первокурсников обычно просто не берут, – продолжает Михаил.
Максим Ломовцев, студент новосибирского областного колледжа культуры и искусств,вспоминает, что познакомился с Мишей в театральной студии, когда был еще совсем ребенком:
– Сначала мы занимались в другой студии, а потом вместе перешли в музыкалку. Именно здесь мы получили — за короткий срок! – намного больше, чем многие получают в высших учебных заведениях. А какая тут школа жизни! Роман Анатольевич не просто руководитель, он стал для каждого жителя страны ВГР родным человеком. Без преувеличения могу сказать, что ВГР стал для нас семьей.
Об истории названия театра рассказал его бессменный руководитель и главный режиссер Роман Мотылюк.
Почему «В Главных ролях»? Все просто: как вы лодку назовете, так она и поплывет. Изначально мы рассматривали пять вариантов названий: “Овации”, “Действующие лица”, “Без антракта”, “Антре” и “В главных ролях”… Какой вариант победил вы уже догадались. Название быстро и легко прижилось, а позже дети придумали аббревиатуру “ВГР”. Так и живём уже 10 лет в театре, где в главных ролях – судьбы детей, где каждый из нас – только в главной роли!
Обман и подкуп
Евгений Евтушенко знаком многим бердчанам как режиссер городского дома культуры. Это уже вполне состоявшийся профессионал. А начиналось все тоже в театре «В главных ролях».
– Это действительно прекрасное время! Помню, как в театр пришел маленький Миша Семенченко. Он был похож на одного нашего знакомого по имени Платон — просто одно лицо, только маленький! И мы внутри коллектива стали звать его Платоном. А нужно сказать, что ВГР это какая-то невероятная движущая сила. Вышло так, что Платоном в какой-то момент его начала звать собственная мама! Я уже не говорю про то, что так его называли в школе и вообще везде. Хотя мы никому не рассказывали про это, честно! В итоге на Мишу он просто перестал откликаться.
Разумеется, далеко не все «жители страны ВГР» в последствии станут актерами и режиссерами, но как бы ни сложилась их дальнейшая жизнь, каждый признается, что — как бы каламбурно это не звучало — театр сыграл огромную роль в их жизнях.
Михаил Семенченко уже окончил школу, сегодня учится в НГТУ на факультете вычислительной техники и информатики.
– В театралке я проучился девять лет. Это интересный опыт, здесь ты учишься не только актерскому мастерству, вокалу, сценической речи. Что мы только тут не делали! Здесь я научился пользоваться молотком и дрелью, научился шить и гладить. Это настоящая школа жизни! А ведь когда я был малышом мама привела меня сюда обманом: я уже не помню, куда она пообещала меня отвести, но привела в музыкалку, где меня заставили рассказывать стишки и петь песенки… И как-то так получилось, что здесь я стал проводить больше времени, чем дома. Но я рад этому.
– А меня мама не обманывала! Она меня… подкупила! – признается Антон Шахманов. – Она пообещала мне каждый месяц покупать картриджи для игровой приставки за то, что я буду ходить в театралку. Дело кончилось тем, что она купила мне лишь один картридж. А проучился я тут семь лет! Мне нравилось петь, нравилась сама атмосфера творчества… Но когда я попал именно к Роману Анатольевичу — а сначала я занимался у другого педагога — мой интерес стал расти в геометрической прогрессии. Я получал тут то, чего мне не хватало в школе: дружный коллектив, внимание педагогов, единство интересов. Я стал открытым, общительным. А еще, вращаясь в музыкальной школе, я освоил музыкальную грамоту, научился играть на гитаре. Сейчас пишу песни, снимаю ролики.
Но самое важное, что я получил от театральной школы — свобода быть собой. После школы я поступил в вуз, но очень быстро понял, что программирование мне неинтересно. Я бросил учёбу, путешествовал. Пока преподаю йогу и… ищу себя. Я могу себе позволить не делать то, что считается общепринятым, не делать того, что ожидают от тебя другие. Думаю, что очень важно прислушиваться к себе, слышать себя. Этому меня научили в ВГР.
Самой запоминающейся ролью для меня стала роль дворового пса — трусливого, но позитивного – в спектакле «Жила наша дружная стая». До сих пор, когда гуляю со своей собакой, думаю: «Я тебя играл».
Факты
- Режиссёр и руководитель театра, художник-декоратор, гримёр, художник по костюмам и музыкальный оформитель театра — в одном лице. Это Роман Мотылюк.
- На протяжении 10 лет в коллективе работало три хормейстера: Оксана Мокриенко, Анна Зубарева и Татьяна Федорова. Хореографы всегда подбираются по предстоящий спектакль. С коллективом сотрудничали: Наталья Даренская, Наталья Ендовицкая, Елена Юрошева, Дарья Гулина, Ольга Меркотан.
- Воплотить в жизнь идеи с костюмами помогают Наталья Рудомётова, Валентина Маврова, Ярослава Тузовская, Анна Зубарева.
- В создании спектаклей помогает реквизитор Василий Щербаков.
- Сценограф и дизайнер всей печатной продукции театра – Максим Свиридов.
- Над музыкальными фонограммами работали: Дмитрий Дианов, Дмитрий Кузеванов, Андрей Брежнев, Игорь Куренков, Евгений Данилов, Кирилл Данишевский, Борис Булычёв, Татьяна Белина.
- Бессменным композитором песен к спектаклям театра является талантливая Татьяна Белина.
- В последнее время в спектаклях используются видео-дизайн над которым работали: Антон Шахманов, Дмитрий Кузеванов и Евгений Сунцов.
Закулисье страны ВГР
Алина Мноцик пришла в театральную студию в девятом классе.
– Про театральное направление в музыкальной школе мне рассказала мама, она сказала: «Помнишь, в детстве ты мечтала стать актрисой? Пробуй!». До театралки я была очень зажатым ребенком, стеснялась окружающих, боялась спросить что-нибудь у незнакомого человека. После трех лет здесь я стала другим человеком: чувствую себя свободно и уверенно, границы стеснительности стерлись. Это очень пригодилось в жизни.
Вспоминаю, как мы готовили неоновое шоу. Мы были полностью в черной одежде, а на голову надевали чулки, чтобы не видно было лица. Репетировали с утра до ночи: кто-то ошибается и все сначала! Ели раз в день: были настолько увлечены, что забывали обедать. Хотелось сделать все классно! Кстати, благодаря театру я похудела на десять килограммов, так что за свою фигуру — тоже спасибо ВГР. Мы ведь еще и во всех городских праздниках принимали участие. А самым любимым всегда был День Победы.
Наша театральная жизнь не ограничивается тренингами, занятиями, репетициями и спектаклями. Все самое интересное происходило за кулисами. Порой во время выступлений на праздниках мы согревались за сценой при помощи танцев. А еще все время общались с ребятами из других коллективов.
– Алина однажды пришла на занятия в слезах. Мы думали, что у нее случилось что-то серьезное, а оказалась — тьфу, ерунда! Просто по английскому плохие отметки, – вспоминают однокурсники девушки.
– Вообще-то меня грозились отчислить из школы, а впереди была фестивальная поездка! Понятное дело, что если бы меня отчислили за неуспеваемость, я бы никуда не поехала. Тогда Роман Анатольевич назначил двоих ребят моими «репетиторами». Пока все репетировали спектакль, мы репетировали английский и математику. Закончилось все благополучно: я все пересдала и отправилась на фестиваль вместе с другими ребятами.
Юлия Алексеева в настоящее время учится в НГПУ на физмате.
– Мы постоянно что-то репетировали и действительно было очень мало времени на учебу, поэтому ребятам приходилось готовиться к экзаменами и контрольным за кулисами. Это трудно, потому что когда на сцене что-то происходит, ты невольно включаешься в процесс. Но… поддержка сокурсников колоссальна!
Ты приходишь сюда и понимаешь: нет нерешаемых проблем. Театралка дала мне понимание: если ты чего-то не умеешь, ты научишься. Ты можешь быть кем угодно! Ты можешь быть толстым и худым, смешным и нелепым. Но ты надеваешь костюм, выходишь на сцену, работаешь и… получаешь от этого удовольствие! Невероятное ощущение от того, что ты можешь проживать множество жизней!
Сейчас сложно в это поверить, но я безумно стеснялась даже себя, того, как я выгляжу.. Я боялась говорить… Театралка изменила меня полностью.
Кирилл Антифеев сегодня учится в Санкт-Петербурге, он — будущий музыкант. Хормейстер коллектива Татьяна Федорова вспоминает, как парень дважды выходил на сцену с температурой под 40!
– Парень талантливый! Выходит на сцену и играет, как ни в чем не бывало. Возвращается за кулисы и буквально падает!
– Все время разрывался между театром и музыкой, в итоге выбрал фортепиано. «А теперь мне не хватает театра», – вздыхает Кирилл.
Владислав Шадрин — один из самых первых выпускников (2011 года) театральной школы.
– Я пришел сюда очень маленьким — не только по возрасту, но и по росту. Именно в театре мне удалось найти себя: до этого у меня не получалось проявить себя ни в школе, ни в спорте. Что дал мне театр? Поставленная речь, пластичное тело, раскованность.
Сцены я не боялся, но за полтора часа до начала спектакля и ровно до выхода на сцену меня охватывала паническая трясучка! Я помню этот момент: свет, край кулисы, шаг на сцену и… исчезает страх, происходит включение в роль, погружение в процесс. И нет больше ничего! Только потрясающая энергия, которую ты отдаешь залу. Опыт обмена взгляда энергией с публикой, обмена взглядами со зрителем — это бесценный опыт, который ежедневно помогает мне в моей профессии – сейчас я преподаю йогу.
Светлана Чернякина окончила школу в 2017 году, этим летом она поступила в новосибирский театральный институт на специальность «Артист эстрады».
– Моя «театральная карьера» в ВГР началась с роли Бабы-Яги в спектакле «Летучий корабль» и закончилась Бабой-Ягой в спектакле «Как Бабы-Яги взялись за дело». В сентябре прошлого года я вдруг четко поняла, что больше не представляю своей жизни без театра, поэтому целенаправленно начала готовиться к поступлению. И у меня все получилось!
Дарья Вотинцева пришла в театр вслед за сестрой.
– Я Вотинцева средняя! До меня здесь играла моя сестра Кристина, сейчас играет мой брат Никита. Вообще-то Кристина сначала занималась в другой театральной студии. Там она репетировала роль Герды вместо заболевшей девочки. Репетировала-репетировала, а когда дело дошло до спектакля, вышла девочка, которой изначально давали роль. В общем, Кристина на сцене так и не сыграла. Тогда мы сильно обиделись всей семьей, а Кристина нашла другой театральный коллектив. Я же сначала занималась у другого педагога, у Анны Владимировны Куренковой. Все дети ее просто обожали. А когда на ее место вдруг пришел Роман Анатольевич, мы его даже боялись… После пятилетнего курса обучения я не смогла расстаться с театром и пошла еще на трехлетний. На этом курсе у нас был страшный дефицит мальчиков — доходило до того, что мы с Соней ходили по улицам и приставали к ребятам, уговаривая их прийти к нам заниматься!
Софья Бейда, как и многие другие прошла обучение в театральном отделении дважды: сначала окончила пятилетний курс, а затем поступила на трехлетний. Ее театральным амплуа стали самые разные бабушки-старушки: всех даже упомнить сложно! Но самой любимой ролью стала последняя — старшая Баба-Яга в мюзикле «Как Бабы-Яги взялись за дело». Говорит, что должность старосты сделало ее более ответственной и внимательной.
К слову, старостами (а значит, и помощниками режиссёра) за десять лет существования коллектива были: Полина Грушенцева, Матвей Климкин, Алексей Ворошень, Евгений Евтушенко, Софья Бейда, Анна Кокорникова. Сегодня эту заботу взяли на себя сразу два человека – Дарья Прохорова и Владислав Миночкин.
– Староста ВГРа это отдельная школа, – уверяет руководитель коллектива Роман Мотылюк. – Пройдя ее, каждый из них справится с любой жизненной задачей!
… Встреча выпускников театрального коллектива завершилась решением: нужно поставить спектакль. Первая читка пьесы уже состоялась, а значит, скоро Бердск увидит новую постановку театра. Юбилей коллектива решено отметить в Международный день театра, 27 марта.
Коллектив театра благодарит всех тех, кто всегда поддерживал их во всех начинаниях: Нину Александровну Соболевскую, Марину Анатольевну Рехтину, Юлию Евгеньевну Дианову, Раису Константиновну Устинову, Елену Георгиевну Симонову и Тамару Николаевну Лапину. И, разумеется, родителей юных актеров.
Источник: Свидетель