Юбилейные даты российской литературы
14 мая 2013
14 мая – 85 лет со дня рождения С.Л. Прокофьевой (1928)
Герой первой книги Софьи Леонидовны, мальчик-волшебник Алёша, дал потрясающе точное определение сказки, которую обязательно полюбят дети: «сказка интересная, добрая и с хорошим концом». Софья Леонидовна считает, что центральное место в её творчестве занимает волшебник Алёша, который в душе похож на автора больше, чем все остальные герои. Приключениям Алёши посвящены целых пять книг, собранных в единый цикл «Повелитель волшебных ключей». Сказочница родилась в Москве, окончив художественный институт им. Сурикова, работала художником-иллюстратором. Первая ее сказка – «Ученик волшебника» – вышла в 1957 году. Названия самых известных сказок писательницы знакомы и взрослым, и детям: «Остров Капитанов», «Лоскутик и Облако», «Пока бьют часы», «Приключения жёлтого чемоданчика», «На старом чердаке», «Астрель и Хранитель Леса», «Девочка по имени Глазастик», «Веснушка – великий сыщик», а также серия про Белоснежку. Многие сказки экранизированы и любимы несколькими поколениями россиян. Старые и новые книги Прокофьевой регулярно переиздаются, завоёвывая сердца очередных поколений читателей. В 2005 году писательница была выдвинута Национальной секцией России в IBBY на Золотую медаль им.Андерсена.
В Центральной Детской Библиотеке 2013 год объявлен годом С.Л.Прокофьевой. Приходите в библиотеку и участвуйте в литературной квест-игре «Тайна за семью печатями». На страничке библиотеки вы узнаете больше о мероприятиях этого юбилейного года
В библиотеке-филиале №3 книжная выставка «Первая сказочница: Софья Прокофьева» с 13 по 30 мая.
15 мая – 215 лет со дня рождения И.И.Пущина (1798-1859)
Сын сенатора, Иван Иванович Пущин, пройдя сибирскую каторгу, остался верен декабристским идеалам своей молодости. Особенно ценны его «Записки о Пушкине», написанные по настоянию сына декабриста Е.И.Якушкина и первоначально опубликованные с цензурными изъятиями в 1859 году в журнале «Атеней». Это один из достоверных источников о Царскосельском лицее и юных годах А.С.Пушкина.
«Мы, то есть я, Малиновский и Пушкин, затеяли выпить гогель-могелю. Я достал бутылку рому, добыли яиц, натолкли сахару, и началась работа у кипящего самовара…» Эти воспоминания Ивана Ивановича Пущина перекликаются с пушкинскими строками «Помнишь ли, мой брат по чаше, Как в отрадной тишине Мы топили горе наше В чистом пенистом вине?». В лицейских «национальных песнях» они фигурировали рядом: «Жано» - Пущин и «Француз» - Пушкин… С лицейских лет дружба была возведена А.С.Пушкиным в ранг высших ценностей, а встреча друзей в Михайловском - опального поэта и заговорщика-декабриста – оставила неразгаданную тайну истории.
Рекомендуемые ссылки:
Пущин Иван Иванович
Сурат И. «Кто из богов мне возвратил…» Пушкин, Пущин и Гораций
Голлер Б. Возвращение в Михайловское
15 мая - 80 лет со дня рождения Э.А.Хруцкого (1933-2010)
Эдуард Анатольевич Хруцкий – признанный мастер детектива, кинодраматург. Автор многочисленных детективных произведений, в том числе романов и повестей «Четвёртый эшелон», «Полицейский (Архив сыскной полиции)», «Проходные дворы», «Осень в Сокольниках» и других. По его сценариям сняты художественные фильмы «Приступить к ликвидации», «По данным уголовного розыска». Последняя работа писателя и сценариста - сериал «МУР» о начальнике отдела борьбы с бандитизмом Данилове (главная роль – М.Ефремов). Его книги и сценарии о реалиях ушедшего времени столицы 20-60-х годов ХХ века.
Родился в Москве, окончив военное училище, служил в Советской Армии, затем работал в редакциях московских газет и журналов. В течение многих лет Эдуард Анатольевич Хруцкий входил в редколлегию и был составителем сборника приключенческих произведений «Поединок», редактором военно-приключенческого альманаха «Подвиг». Был членом Союза писателей СССР, членом Союза кинематографистов СССР, Президентом Московской Ассоциации детективного романа.
Рекомендуемые ссылки:
Осипов В. Память
26 мая – 75 лет со дня рождения Л.С.Петрушевской (1938)
Петрушевская Людмила Стефановна - общепризнанный литературный классик. Мечтала стать оперной певицей. Рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, не задумываясь о писательской деятельности.
Первым опубликованным произведением был рассказ "Через поля", появившийся в 1972 в журнале "Аврора". С этого времени её проза не печаталась более десятка лет до времён перестройки. Её первая книга вышла в 1988 году. Первыми пьесами заинтересовались самодеятельные театры: пьеса "Уроки музыки" (1973) была поставлена Р.Виктюком в 1979 в театре-студии ДК "Москворечье" и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983).
Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е. Произведения Людмилы Стефановны представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: "Приключения Веры", "История Клариссы", "Дочь Ксени" и многие другие. Пишет сказки, как для взрослых, так и для детей: "Жил-был будильник", "Ну, мама, ну!" - "Сказки, рассказанные детям" (1993); "Маленькая волшебница", "Кукольный роман" (1996). Жанр Петрушевской – не бытовой реализм, а сюрреалистический гротеск, она дает не картины жизни, а символы бытия. Исследуя мир семьи, Петрушевская уходит от иллюзорно-житейских вещей, представляя страшное поле битвы в семьях. Её футуротексты – лингвистические сказочки – не вписываются в реалистичную литературу.
Людмила Стефановна родилась в Москве в семье служащего. Тяжелое военное полуголодное детство, отразилось в её признании, что "воровала селедочные головы из соседского помойного ведра". Свою мать она увидела в первый раз в 9 лет. "Немецкий язык для меня всегда страшен. Я учила многие языки, говорю на нескольких, только не на немецком", — говорит писательница. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, редактором на Центральной студии телевидения.
В настоящее время живет и работает в Москве, занимается мультипликацией, театром «Кабаре Людмилы Петрушевской», декоративно-прикладным творчеством, участвует в различных творческих проектах («Театральный март» г.Екатеринбург). Мультипликационный фильм "Сказка сказок" по совместному сценарию Л. Петрушевской и Ю. Норштейна признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г. Первая из российских писателей Л.С.Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези - World Fantasy Award (WFA) - за лучший сборник рассказов, опубликованных в 2009 году.
Рекомендуемые ссылки:
Людмила Петрушевская
Людмила Петрушевская
Петрушевская для американцев
Людмила Петрушевская (радио-эфир)
27 мая – 110 лет со дня рождения Е.А.Благининой (1903-1989)
Елена Александровна родилась в Орловской губернии. Первые уроки русской словесности получила от деда – сельского священника и учителя церковно-приходской школы. Мечтая стать учителем, окончила Курский педагогический институт. В 1921 году начала печататься в альманахе курских поэтов, после чего переехала в Москву, где закончила Высший литературно-художественный институт. Уже тогда творчество Елены Александровны не вписывалось в рамки нарождающейся новой культуры. В начале 1930-х годов она пришла в детскую литературу, а в конце 30-х стала членом Союза писателей. Несмотря на арест отца и мужа, поддерживала Б.Пастернака, Л.Чуковскую. Много работала над переводами Т.Шевченко, Ю.Тувима и других. Последний сборник её стихотворений вышел в 1990 году уже после смерти Елены Александровны. Её мемуарная проза о детстве, юности, 1930-х годах, военном и послевоенном периоде отечественной истории, к сожалению, малоизвестна. Роман «Люблю мучителя своего все неистовее» опубликованный в 1997, посвящен горькой литературной судьбе её мужа, поэта Георгия Оболдуева (1898-1954), представителя древнего дворянского рода, участника Великой Отечественной войны.
Рекомендуемые ссылки:
Благинина Елена Александровна
Елена Благинина
28 мая – 135 лет со дня рождения М.А.Волошина (1878-1932)
"Львиная грива – греческая голова. Босиком. И не хитон, а балахон". Так о Максимилиане Александровиче Волошине писала Марина Цветаева. Он стал легендой еще при жизни. Поэт-символист, художник, фотограф, искусствовед, переводчик, лектор и краевед Максимилиан Александрович Волошин, которого все называли просто Макс. Его все любили, и он любил всех. Он был в Ватикане, Прадо и Лувре, видел первые авторалли и первые летательные аппараты, посещал собрания поэтов Серебряного века и художников Монмартра. Максимилиан Александрович публиковал стихи, работал репортером в газетах, в 1900-х жил, разрываясь между Россией и Францией. Женившись на художнице В.В.Сабашниковой, в конце 1906 переехал в Петербург и стал вхож в круг основоположника символизма Вячеслава Иванова. Он даже снимал квартиру этажом ниже в знаменитой башне на Таврической улице. В 1909 году большую известность получила история об успешной литературной мистификации. На Черной речке из пистолетов пушкинского времени стрелялись Гумилев и Волошин. Причина раздора – женщина-миф, гениальная выдумка - Черубина де Габриак.
Имя Максимилиана Александровича часто было связано со скандалами, он любил эпатировать, даже дразнить людей. Выступал в защиту художественных групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». 13 января 1913 года в Москве, в Третьяковской галерее, был совершен акт вандализма: некто Абрам Балашов с криком “Довольно крови!” порезал картину Репина “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.” (1885). Из хора голосов, солидарных в своем крайнем возмущении, выделялся один. Это был голос Волошина. Максимилиан Александрович выбирает форму лекции-диспута. 12 февраля 1913 года он читает в Политехническом музее публичную лекцию “О художественной ценности пострадавшей картины Репина”. Его последующая запись в “Автобиографии”: “В 1913 году моя публичная лекция о Репине вызывает против меня такую газетную травлю, что все редакции для моих статей закрываются, а книжные магазины объявляют бойкот моим книгам”. А ведь Волошин ставит необычайно важный не только для него вопрос: “Где же черта, отделяющая Достоевского от уголовного романа, трагедию — от театра ужасов?”
Говоря о Волошине, невозможно умолчать о его доме, ведь он всегда возвращался в Феодосию, считая своей духовной родиной Коктебель. Здесь Максимилиан Александрович прожил затворником 40 лет. Исходил все окрестности. Приезжавшие сюда гости создали коктебельское братство, которое, шутя, называли "Обормотником" или "Орденом обормотов". Всем находилось место и приют в доме Волошина. Хозяин писал тонкие по цвету акварельные этюды и стихи о любимой Киммерии. "Был фигурой цельной. Если говорить, какое у него самое совершенное произведение – стихотворение, этюд, это – "Коктебель"", – говорит Александр Лавров. Коктебельское волшебство кончилось с наступлением Первой мировой войны. Волошин отказался от военной службы, поскольку не хотел принимать участие в разрушениях. Не принял он и революцию. Тем не менее, во время гражданской войны в доме находили пристанище и "красные", и "белые" жертвы террора. В 1924 году Волошин превратил свой дом в бесплатный Дом творчества, завещав его Союзу писателей СССР. Его могила в Коктебеле - на самом высоком месте, на вершине горы Кучук-Янышар. После войны Коктебель-Планерское стало культовым местом отечественной интеллигенции.
Рекомендуемые ссылки:
Максимилиан Волошин, анархист и символист
Власенко А. Категория «ужасного» в эстетике Волошина
Сид И. О воле к Волошину
В Центральной библиотеке к 135-летию со дня рождения М.А.Волошина книжная выставка «Судьбой и ветрами изваян профиль мой…» с 16 по 31 мая.
Источник: ЦБС г. Бердска