Юбилейные даты российской литературы
5 мая 2013Наша отечественная литература богата на события и юбилейные даты. Сегодня мы вспомним имена известных российских писателей, которые родились в первой половине мая.
5 мая - 85 лет со дня рождения А.С.Иванова (1928-1999)
Имя писателя Анатолия Степановича Иванова - одно из самых известных широкому кругу читателей. Роман «Тени исчезают в полдень» (1963), по которому в 1971 году был снят одноименный многосерийный телевизионный фильм, наполнен светом и тенью, совестью и бесчестностью, преступлением и наказанием. На этих контрастах построены и последующие произведения писателя: «Вечный зов» (1963-1975), «Жизнь на грешной земле» (1971), «Вражда» (1979). В них нашли отражение многие события, которые происходили в убинских и иртышских сёлах в годы первой революции, коллективизации, Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
«Село наше, - вспоминал А. Иванов, - было типично сибирским, и я хорошо знал героев, о которых мне приходилось рассказывать, до мельчайших тайн и скрытностей. У меня не было никакой внутренней потребности дополнительно изучать материал, ибо всё, что было с героями, зримо, рельефно, вполне очевидно стояло перед моими глазами. Я знал и характерные словечки, которыми обменивались персонажи».
За первую книгу романа «Вечный зов» Анатолий Иванов в 1971 году был удостоен премии СМ РСФСР им. М. Горького и первой премии ВЦСПС с СП СССР, а за создание сценария одноименного многосерийного телефильма - Государственной премии СССР.
Родился писатель в городе Шемонаиха Восточно-Казахстанской области. Рано оставшись без отца, Анатолий помогал матери по хозяйству, присматривал за младшим братом и сестрой. В годы Великой Отечественной войны вместе с другими ребятишками убирал хлеб, картошку, свёклу, работал на молотилке. Загоревшись мечтой стать журналистом, в 1946 году поступил в Казахский Государственный университет им. С.М. Кирова в Алма-Ате. Во время учёбы А.С.Иванов начал писать свои первые корреспонденции, статьи и очерки. Его материалы публиковались на страницах Семипалатинской областной газеты «Прииртышская правда», где он проходил практику. Именно сюда в 1950 году после окончания университета Анатолий Степанович приехал на постоянную работу.
После демобилизации из рядов Советской Армии работал редактором газеты в Мошковском районе Новосибирской области. Его первый рассказ «Дождь» был опубликован в журнале «Крестьянка» в 1954 году. Рассказ «Алкины песни», увидевший свет на страницах журнала «Сибирские огни» в 1956 году был настолько популярен, что по нему был поставлен радиоспектакль и снят фильм Новосибирской студией телевидения. В 1957г. А.С.Иванов приезжает в Новосибирск, работает редактором Новосибирского книжного издательства, а с 1958 по 1964 г. - заместителем главного редактора журнала «Сибирские огни». В этом журнале писатель публикует свое первое крупное произведение, начатое еще в 1955 г. - роман «Повитель». Писатель не один десяток лет прожил в Москве, где долгое время возглавлял журнал «Молодая гвардия», был членом правления Союза писателей СССР и РСФСР. Писатель Анатолий Степанович Иванов ушел из жизни 31 мая 1999г., похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В 2001 г. Анатолий Степанович Иванов признан «Гражданином XX века Новосибирской области». Принимая во внимание ходатайство городской Новосибирской организации Союза писателей России, в 2002г. мэром Новосибирска В.Городецким подписано постановление об установке мемориальной доски Анатолию Степановичу Иванову. Доска с надписью: «В этом доме с 1957 по 1969 г. жил известный писатель, автор романа «Вечный зов» Иванов Анатолий Степанович» установлена на здании по адресу: ул. Депутатская, 38.
Рекомендуемые ссылки:
Биография писателя
ХХ век в изображении Анатолия Иванова
Вечный зов Анатолия Иванова: интервью с сестрой писателя Раисой Степановной Ивановой
6 мая - 95 лет со дня рождения М.Н.Алексеева (1918-2007)
Михаил Николаевич Алексеев вошел в большую литературу как писатель-баталист. Им создано более 40 художественных произведений. Среди них такие романы и повести, как «Солдаты», «Вишнёвый омут», «Хлеб - имя существительное», «Ивушка неплакучая», «Драчуны», «Мой Сталинград», «Карюха», «Рыжонка» и другие. В 1950-е едва ли не все творчество Алексеев оказалось сосредоточенным на раскрытии темы Советской Армии в самых разных ее аспектах — события на фронте, мирные солдатские будни, армейская жизнь и учеба в послевоенный период, боевые, патриотические традиции, заботы военных журналистов и т.д. При этом Алексеев пробовал свои силы в различных жанрах: сборник рассказов «Наш лейтенант» (1955), «Жили-были два товарища...» (1958), повесть «Наследники» (1957), повесть в документальных новеллах «Дивизионка» (1959), очерки и другие.
С начала 1960-х М.Н.Алексеев стал писать о деревне. В этом переходе от военной темы к «деревенской» прозе не было, однако, ничего неожиданного. Ведь в солдатах М.Н.Алексеев легко угадывались сельские жители — «землепашцы, только по случаю войны, надевшие защитную форму», ибо «так издревле на Руси повелось: в мирное время крестьянин пашет землю, в лихолетье меняет орало на меч, идет защищать Отечество».
По произведениям М.Н.Алексеева поставлено 6 фильмов. Некоторые киносценарии были написаны самим М.Н.Алексеевым. Особой популярностью пользуются фильмы «Журавушка» (1968) — по мотивам повести «Хлеб — имя существительное» (реж.— Николай Москаленко, исполнители главных ролей — Людмила Чурсина, Нонна Мордюкова, Татьяна Пельтцер, Армен Джигарханян, Римма Маркова) и «Русское поле» (1971) — по мотивам романа «Ивушка неплакучая» (реж.— Николай Москаленко, в главных ролях — Нонна Мордюкова, Владимир Тихонов, Леонид Марков, Инна Макарова и др.).
Родился Михаил Николаевич в Саратовской губернии в селе Монастырском. Рано осиротел. С пятнадцати лет самостоятельно вёл домашнее хозяйство. Великая Отечественная война застала писателя в г.Сумы, где в первые дни войны в спешном порядке был создан отряд особого назначения под командой начальника Харьковского училища генерала Чеснова. Его потом так и называли - отряд Чеснова. Провоевал отряд на Юго-Западном фронте до конца сентября 1941 года. Затем, по приказу И.В.Сталина, он был отозван с фронта. Входящее в него Харьковское артиллерийское училище отправили на восток, в город Чирчик под Ташкентом. Михаил Николаевич стал проситься на фронт. На четвертый рапорт было дано согласие. События развивались так, что дивизию, в составе которой был М.Н.Алексеев, отправили на защиту Сталинграда. За участие в боевых действиях он получил свою первую медаль «За боевые заслуги». М.Н.Алексеев принимал непосредственное участие в историческом сражении на Курской дуге, о чём он рассказал в первом своем романе «Солдаты». Боевые дороги провели М.Н.Алексеева через всю Украину, затем Румынию, Венгрию, Австрию и Чехословакию, но уже в качестве фронтового журналиста. Победный день М.Н.Алексеев встретил в Чехословакии. Он был корреспондентом армейской газеты «За Родину». В связи с поступлением в 1955 году на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького М.Н. Алексеев уволен в запас.
По окончании Высших литературных курсов Алексеев работал в «Литературной газете», был заместителем главного редактора журнала «Огонек», избран заместителем Председателя Союза писателей РСФСР, а в 1968 году назначен главным редактором журнала «Москва», где проработал 22 года.
У М.Н.Алексеева всегда была определенная и активная гражданская позиция. Он поставил свою подпись под известным письмом-статьей «Против чего выступает "Новый мир"?», помещенным на страницах «Огонька» в 1969г. Будучи главным редактором «Москвы», М.Н.Алексеев в середине 80-х годов полностью опубликовал в этом журнале «Историю государства Российского» Н.М.Карамзина. Писатель не раз открыто говорил и писал о непродуманности проводимых в России реформ. М.Н.Алексеев был потрясен трагическими событиями, разыгравшимися в Москве в октябре 1993г. «Когда Ельцин расстреливал на моих глазах Верховный Совет, я написал ему открытое письмо для публикации в "Литературной газете"» («Будете нас читать и в XXII веке»). На основе этого открытого письма Б.Н.Ельцину М.Н.Алексеев написал острую и нелицеприятную статью «Гарант», напечатанную в «Советской России» (1996. №72. 25 июня. с.3) и «Правде» (1996. №92. 26 июня. с.4).
В 1993 М.Н.Алексееву за 1-ю книгу «Моего Сталинграда» была присуждена премия «Отечество». В 1998 году правительством Саратовской области была учреждена литературная премия имени М.Н.Алексеева.
Рекомендуемые ссылки:
Михаил Николаевич Алексеев
Михаил Алексеев: «Мы своё сказали»
7 мая – 110 лет со дня рождения Н.А.Заболоцкого (1903-1958)
«Зацелована, околдована, С ветром в поле когда-то обвенчана…» Ну кто бы мог подумать, что эти волшебные строки принадлежат человеку в старомодных очках и манерами провинциального бухгалтера?! «Признание» было написано поэтом Николаем Заболоцким в 1957 году. Спустя десятки лет этот романс стал хитом. Именно в 1950-е такие стихи Н.А.Заболоцкого, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса", "Противостояние Марса" и другие, сделали его имя известным широкому читателю.
Однако, Николай Алексеевич начинал с детской литературы, активно сотрудничая с журналами для детей "Еж" и "Чиж" в 1920-х годах. Найти свой путь ему помогла группа молодых поэтов. Первая книга серьезных стихов Н.А.Заболоцкого «Столбцы» (1929), имевшая большой успех, несет в себе следы программ ОБЭРИУ, в том числе и программ, написанных лично им. Обэриуты искали смысл в абсурде, ум — в зауми, представляли мир в формах гротеска, фантастических видений. Они «сдвигали» всю жизнь и слово в стихию игры, часто алогичной, «нелепой». Не в таком ли плане звучат метафоры и раннего Заболоцкого: «Прямые лысые мужья / Сидят как выстрел из ружья» («Свадьба»); «Младенец крепнет и мужает / И вдруг, шагая через стол, / Садится прямо в комсомол» («Новый быт»). Заболоцкий обладал слишком сильным природным началом, чтобы разделить восторги собратьев по поводу «заумного языка», «сдвигологии», «войны всем смыслам» во имя создания абсурдной действительности.
Но он поддержал их стремление возродить в поэзии «новое ощущение жизни и ее предметов», очистить конкретный предмет от литературной и обиходной шелухи Он мечтал явить читателю мир, до этого «замусоленный языками множества глупцов», запутанный в тину «переживаний» и «эмоций», во всей чистоте своих конкретных мужественных форм» (Из декларации обэриутов. 1928). В 1938 Н.А.Заболоцкий был незаконно репрессирован, работал строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. В 1946 вернулся в Москву. В 1930-40-е им написаны такие стихотворения, как "Метаморфозы", "Лесное озеро", "Утро", "Я не ищу гармонии в природе" и другие. Последнее десятилетие поэт много работал над переводами грузинских поэтов-классиков и современников. Последние два года жизни проводит в Тарусе на Оке. Тяжело болел, перенес инфаркт. Здесь им были написаны многие лирические стихотворения.
Рекомендуемые ссылки:
Николай Алексеевич Заболоцкий
Нестерова Е.А. «Образ мирозданья». Творчество и жизнь Н.А.Заболоцкого
Заболоцкий Николай Алексеевич
К 110-летию со дня рождения Н.А.Заболоцкого:
Центральная библиотека приглашает посетить книжную выставку «Поэт мысли и философских раздумий» с 07-14 мая.
Библиотека-филиал №2 (п.Новый) приглашает на беседу «Трагедия разума» 14 мая в 12.00.
12 мая – 80 лет со дня рождения А.А.Вознесенского (1933-2010)
Андрей Андреевич Вознесенский родом из 60-х годов ХХ века. Разрушив барьер между массовой и элитарной культурой выступлениями в Политехническом, стал последним в отечественной поэзии поэтом элитарного авангарда и первым поэтом авангарда «для народа». Лауреат Государственной премии СССР (1978 год), член различных международных академий, лауреат Гонкуровской премии. Автор поэмы «Авось!» и либретто оперы-мистерии «Юнона и Авось». На стихи А.Вознесенского написаны многие популярные песни: «Миллион алых роз», «Белый шиповник», «Подберу музыку», «Я – Гойя», «Памяти поэта» и другие.
Автопортрет
Он тощ, словно сучья. Небрит и мордаст.
Под ним третьи сутки
трещит мой матрац.
Чугунная тень по стене нависает.
И губы вполхари, дымясь, полыхают.
«Приветик, — хрипит он, — российской поэзии.
Вам дать пистолетик? А, может быть, лезвие?
Вы — гений? Так будьте ж циничнее к хаосу...
А может, покаемся?..
Послюним газетку и через минутку
свернем самокритику, как самокрутку?..»
Зачем он тебя обнимет при мне?
Зачем он мое примеряет кашне?
И щурит прищур от моих папирос...
Чур меня! Чур!
SOS!
1963
Рекомендуемые ссылки:
Вознесенский Андрей Андреевич
Все стихи на одной странице
Тимашева М. Андрей Вознесенский, Поэт
Ашкеров А. Вознесенский: поэзия как медиа
К 80-летию со дня рождения А.А.Вознесенского в Центральной Библиотеке
книжные выставки «Хочу еще дополучить от жизни…», «Виртуоз сравнений и метафор» с 06 по 20 мая.
Источник: ЦБС г. Бердска