Зазеркалье Алисы
5 июня 2019В конце мая с гастролями в Бердске побывал санкт-петербургский театр «Особняк», в котором играет наша землячка, актриса Алиса Олейник. После того, как спектакль «Комната Герды» посмотрели бердские зрители, «Особняк» показал эту постановку на международном кукольном фестивале «Перекресток». К слову, на этом фестивале спектакль победил в двух номинациях: «Лучшая женская роль» — Алиса Олейник и «Лучшее музыкальное оформление».
Несмотря на то, что Алиса Олейник давно стала востребованной актрисой, обладательницей целой россыпи престижных театральных премий, она объехала с гастролями половину земного шара, но Сибирь по-прежнему остается для нее местом силы. О родной земле, рождении таинственной Комнаты, негосударственном театре и кино – наш разговор с необычайной и талантливой Алисой.
- Родная земля дает силы. Здесь мне ничего не нужно делать, все получается само собой, даже несмотря на дикую усталость. Физически тяжеловато, но эмоционально мне здесь очень хорошо, - признается Алиса после того, как буквально за два дня отыграла сложнейший спектакль трижды.
На момент нашего разговора Алиса Олейник еще не знала, что «Комната Герды» в новосибирском фестивале получит две премии. «Призы меня не очень интересуют, этот фестиваль просто подарил мне возможность побывать дома, в Сибири, показать спектакль в родном городе».
Рождение «Комнаты»
- Расскажите, как такой необычный спектакль появился на свет?
- Изначально идея была совсем другая. Мне хотелось сделать моноспектакль. Я работаю в негосударственном театре, где довольно сложно собрать большое число зрителей. Хотелось сделать такой спектакль, в котором я все буду делать сама: играть кукольный спектакль на столе, включать свет и звук и ездить с ним везде, в том числе по больницам, детским домам, маленьким городкам. Быть мобильной! Причем мне хотелось делать это в Новый год. Я не очень люблю этот праздник, для меня это печальный праздник: никогда не понимала, почему нужно радоваться в определенный день. Кроме того, сложились какие-то определенные правила, как нужно праздновать Новый год, а на меня правила наводят тоску. Плюс ко всему, это семейный праздник, а ведь далеко не у всех есть семьи. И я понимаю, что одиноким людям в этот день очень грустно. Мне хотелось сделать для них безумно красивую сказку, какой-то очень-очень добрый спектакль. Чтобы я могла приносить радость людям, которым грустно, и от этого радоваться самой.
Я стала думать, какой же это может быть спектакль. Читала Андерсена, изучала его биографию… «Снежная королева» меня зацепила большим количеством персонажей, в том числе животных - я их очень люблю. И все это мне представлялось возможным сыграть одной. Я предложила сделать такую сказку режиссеру Яне Туминой. Мы стали встречаться, думать, как это можно сделать.. И с помощью фантазии режиссера и художника Киры Камалидиновой моя задумка стала приобретать совсем другие масштабы. Нарабатывали материал, пробовали различные варианты сценографии… И каким-то образом родилась такая Комната.. Сначала она была виртуальная, потом макет, а затем мы сидели и сочиняли, каким образом все это будет работать.. Рождалось все в режиме «здесь и сейчас».
- В результате получился не очень мобильный спектакль…
- Вообще не мобильный! Комната весит 350 кг, ее сложно перевозить на самолете, она монтируется 10-12 часов! Там безумно сложный свет!
- Меня восхитило обилие техник кукольного театра, использованных в спектакле: и бумажные, и маленькие и большие, и театр теней, и куклы-варежки… Как это рождалось?
- Мы просто шли по сюжету. Единственный персонаж, которого нет в сказке, но который в спектакле является связующим персонажем – старая бабушка. Все остальное – строго по сюжету. Просто пытались найти для них форму. Было много актерской работы с куклами – с ними нужно было найти общий язык. До «Комнаты Герды» опыт работы с куклой был совсем небольшой, но после него мне как раз захотелось попробовать себя в кукольном спектакле, причем в мультижанровом, чтобы была возможность перескакивать от одного жанра к другому..
Алиса призналась, что здесь пригодилось образование: она начинала учиться именно на кукольном отделении театрального института. Кстати, от задумки до премьеры спекталя прошло полтора года.
Спектакль, как практика смерти
- После просмотра спектакля я слышала много мнений, в том числе недоумение: «Почему добрая сказка вдруг превратилась в хоррор и вообще все так печально кончилось?».
- Если внимательно читать Андерсена, то станет ясно, что все его сказки вовсе не милые и не с хорошим концом, они же очень страшные... А если почитать его автобиографию, то станет ясно, насколько тонко и болезненно он воспринимал окружающий мир. Он постоянно находился в диалоге со смертью. Он очень одинок. И все это в любой его сказке лежит на поверхности.Если человек привык считывать не один слой, а 20-30 слоев, то он легко увидит, что тема очень серьезная и никакого хэппи-энда там нет. Кроме того, в сказке не говорится, сколько Герда искала Кая – неделю, год или всю жизнь. Увы, большинство людей читают так, будто съел пирожок и даже не понял, с чем этот пирожок был. К примеру, когда умер его отец, мама ему сказала, что его унесла Ледяная королева. Ведь кто такая Снежная королева? Это ведь совсем не злая тетенька, которая забрала к себе мальчика… Нет там ни веселья, ни радости. А что касается финала – не знаю, печаль ли это? Все умирают. Это не печаль, это закон природы! Нужно просто научиться относиться к смерти, как естественному финалу. Лично для меня, как для актрисы, одна из задач этого спектакля – полюбить смерть.
- Получилось?
- Я практикую каждый спектакль. Спектакль – это практика. Полтора часа духовной практики.
- Насколько близка Герда вам, как человеку?
- Герда – просто храбрая девочка, которая идет напролом. Я тоже иду напролом, поэтому да, близка. Она не останавливается, она пытается разобраться.
О театре и кино
В июне в прокат выходит фильм Кантемира Балагова «Дылда», который уже успел получить две награды на Каннском кинофестивале. Российскому режиссеру вручили на Каннском кинофестивале приз от Международной федерации кинокритиков и награду за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд». Эта номинация – вторая по значимости после основного конкурса. В этом фильме Алиса Олейник снялась в эпизодической роли.
- Я рада, что у меня была возможность поработать с таким талантливым режиссером. Для меня – это главное.
- Насколько отличается работа в театре и в кино?
- Круто отличается. Опыта работы в кино у меня немного. Если в театре, прежде чем выйти на сцену ты накапливаешь, строишь, сочиняешь, наполняешь эту роль – это одна работа. В кино ты приходишь и тебе нужно сделать все прямо сейчас, и у тебя не будет возможности это исправить. Тем не менее, мне очень понравилось играть в кино и если представится такая возможность еще раз – я будут только за!
- Алиса, поделитесь своими планами на будущее?
- В планах – делать новые спектакли. Идей много, но во что они выльются я пока не знаю. Сейчас об этом странно было бы говорить.
- Негосударственный театр позволяет воплощать в жизнь самые смелые мечты?
- Конечно. Для меня негосударственный театр равняется собственной авторской работе. Это не тот театр, куда ты приходишь и получаешь бумажку с ролью. Это инициатива. Лично для меня это единственно возможный вариант работы.
- Насколько отличается публика в Бердске от новосибирской или питерской?
- В Бердске очень благодарная публика, от которой исходит любовь, дающая огромную энергию. Но я понимаю, что из 150 человек, посмотревших спектакль, 100 – это мои родные, друзья, знакомые, а также друзья и знакомые моей мамы и моего педагога - Натальи Николаевны Солодухиной. Вряд ли мы смогли бы собирать здесь зрителя каждый месяц. Думаю, что в моем городе просто нет такого количества людей, которые интересуются театром. В Новосибирске мы играли на фестивале, куда изначально пришли театралы, можно сказать отборная публика. В Питере – глубокомыслящий зритель. Но нельзя обобщать. Всегда, в каждом зале, есть совершенно разные люди. Я не рефлексирую на тему зала. У меня есть своя задача, и я ее выполняю. Я не могу заставить человека испытывать какие-то эмоции, заставить его думать. Я не пытаюсь никого изменить, и даже не питаю иллюзий на этот счет. Когда я иду в театр как зритель, я иду туда знакомиться с планетой другого человека через творчество. Так я воспринимаю мир.
Факт: Прототипом Герды-старухи для Алисы стала ее родная бабушка, которой сейчас 92 года и она живет в Бердске. К слову, сразу после нашей беседы Алиса Олейник отправилась в гости к бабушке.
Справка: Алиса училась в школах №№ 5 и 3, окончила бердскую музыкальную школу по классу фортепиано, десять лет играла в «Гистрионе», где буквально заболела театром. Училась в Новосибирском театральном училище, однако уже после первого курса уехала в Санкт-Петербург, в театральную академию, поступила на кукольное отделение. А через полтора года прошла отбор в театр DEREVO и уехала работать в Германию, где она и прожила почти пять лет и получила актерское образование. С 2008 как актриса сотрудничает с театром «Особняк», Инженерным театром «АХЕ», Большим театром кукол и Новой сценой Александринского театра.
Автор: Наталья Сковрунская, "Бердские новости"